Часть российских авиакомпаний уже возвращают билеты, другие пока за повесткой не успевают. Страдают не только те, кто планировал отпуск, но и бизнесмены, связанные с отраслью
Россия с 13 марта ограничивает авиасообщение с Францией, Испанией, Германией и Италией из-за распространения коронавирусной инфекции, сообщает РИА Новости со ссылкой на оперативный штаб по борьбе с распространением инфекции.
Уточняется, что будут выполняться только отдельные рейсы в крупные города и столицы: Берлин, Рим, Мюнхен, Мадрид, Париж, Барселону и Франкфурт-на-Майне. Все рейсы будет обслуживать терминал F в московском аэропорте «Шереметьево». Это означает, что теперь все авиакомпании будут обязаны без проволочек возвращать деньги за билеты, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
— Когда речь идет об официально установленных запретах и ограничениях, авиакомпания не может выполнять полет, она не может выполнить свои обязательства перед пассажиром, следовательно, она должна либо возвратить деньги в полном объеме, либо предложить альтернативный вариант перевозки. Но я полагаю, что в подавляющем большинстве случаев речь идет именно о возврате полной стоимости билетов, в том числе по так называемым невозвратным тарифам.
— А что касается городов, которые исключили, по ним не обязаны возвращать билеты?
— По ним пока обязанности у авиакомпаний возвращать стоимость, уплаченную за билеты, не возникло, но при этом ряд авиакомпаний, как мы помним, заявляли о своей готовности возвращать уплаченные средства за билеты, приобретенные в тот или иной промежуток времени.
Известно, что пассажиры могут вернуть деньги за билет в случае форс-мажора. Правда, получается не со всеми компаниями. Одной из первых возврат разрешила S7, потом присоединились «Аэрофлот» и Utair. С другими еще бывают проблемы, особенно если билеты покупались через агентство, рассказывает москвичка Анна.
«Нас пять человек собралось в Венецию, билеты мы покупали еще в сентябре, на пятерых сумма билетов составляла порядка 85 тысяч рублей. Туда мы должны были улетать 7 марта «Уральскими авиалиниями», а обратно — 10 марта «Победой». Когда наступил уже этот форс-мажор, 5 марта был принят указ мэром Москвы. Мы отказались, билеты аннулировали, прислали от агентства сообщение, что билеты невозвратные, поэтому никаких денег вы не получите. Мы проявили сознательность, отказались, не полетели. Мы считаем, что это ситуация вынужденного возврата. Пока никакой реакции нет».
Ранее «Аэрофлот» сообщил, что снял не только штрафы за возврат билетов в Италию и Израиль, но и комиссию за перемену дат полетов в Германию, Испанию и Францию. Ведущему программы «Сумма технологий» на Business FM Денису Самсонову с возвратом билетов в Берлин повезло.
Денис Самсонов ведущий программы «Сумма технологий» на Business FM «На этой неделе у меня день рождения. Я сильно заранее решил его отметить в Берлине вместе со своей семьей. Были куплены билеты, были заказаны гостиницы. Невзирая на отсутствие явного запрета на посещение Германии, решили на всякий случай от поездки воздержаться. Кроме морального ущерба, никакого другого я пока не понес — спасибо «Аэрофлоту». Он разрешил изменить даты вылета на полеты в Германию, я, пожалуй, перенесу на конец мая. Бронирование гостиницы удалось отменить без каких-либо штрафных санкций».
Впрочем, несмотря на лояльность «Аэрофлота», ажиотаж и очереди на возврат все же создают проблемы. О трудных переговорах с перевозчиком Business FM рассказал вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Мосеев.
Олег Мосеев вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров «Аэрофлот» подтвердил, что вернет в полном объеме, но сказал, что ему нужно десять дней плюс банку 30 дней. Я мегалояльный к «Аэрофлоту». Честно говоря, там есть глобальная проблема с бизнес-процессами, связанная с общением с клиентами. Я бронировал билеты за двойные мили, по золотой карте, и это просто полтора дня полного треша. В итоге я вынужден был ехать в офис «Аэрофлота», где безумная очередь из людей, сдающих билеты. Сотрудницы все молодцы, они на фронте отрабатывают по максимуму. В целом это неприемлемая ситуация в XXI веке, когда у всех есть личные кабинеты».
С выходом указа правительства об ограничении полетов возврат билетов должен стать проще. Пока никто не лишает пассажиров выбора: все так же можно не только возвращать деньги, но и просто поменять направление. Возможно, это ненадолго.
А вот о том, кто будет и будет ли возвращать катастрофические убытки авиакомпаниям, неизвестно. Пока российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой компенсировать рост цен на авиакеросин, который произошел еще в 2018 году. Подсчет убытков из-за коронавируса и падения спроса компаниям еще предстоит.
Ранее «Аэрофлот» сообщил, что приостанавливает полеты в ряд городов Италии, Франции, Испании и Германии с 13 марта по 30 апреля. Utair закрывает направление в Милан. Авиакомпания «Россия» прекращает полеты из Питера в Ниццу, Дюссельдорф и Гамбург. Почти под полным запретом оказался Израиль.