В пятницу регулятор примет решение о ключевой ставке. Последнее время ЦБ постепенно смягчал политику, но сейчас, после обвала на нефтяном рынке, ослабел рубль. Как может повести себя Банк России?
Коллеги российского Центробанка из США и Европы уже свой выбор сделали. Федрезерв накануне снизил ставку до 0-0,25% — для американского Центробанка это серьезное снижение. По этому же пути пошел и Банк Англии, который ранее на экстренном заседании снизил ставку на 0,5%.
Европейский ЦБ свою нулевую ставку оставил неизменной. Но и он решил поддержать экономику, объявив о скупке корпоративных облигаций на 20 млрд евро. Иными словами, ЕЦБ просто дает деньги взаймы европейским компаниям. Как поступит наш ЦБ, который в конце недели проведет заседание по денежно-кредитной политике? Возможно, его решение будет зависеть от поведения рынков, считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
Антон Табах главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» «Если рынок немножко успокоится, то, скорее всего, Центральный банк просто возьмет паузу и не будет дальше снижать. Если же продолжится атака на рубль и продолжится атака на НФЗ, видимо, будут повышать ставку, что будет неправильно с точки зрения экономического роста. Это может загнать в рецессию. 35 долларов за баррель при плавающем курсе и хороших резервах в рецессию не загонят. Повышение ставки вместе с этим загонит».
В чем коренное отличие между нами и американцами с европейцами? Они пытаются залить дешевыми деньгами пожар, возникший из-за коронавируса — точнее, из-за паники и повсеместного карантина. Мы же отреагировали падением курса на нефтяной обвал. Подешевевший рубль таит в себе опасность инфляции, потому что мы по-прежнему довольно сильно зависим от импорта.
Но уже подсчитано, что нынешнее ослабление нацвалюты повлияет на рост цен в пределах 1%. Соответственно, цель по инфляции в 4% наш Центробанк выполнит и так, не меняя свою политику. Возможно, он ненамного и сдвинет ставку в ту или иную сторону, но лучше всего подождать, считает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Небольшие корректировки ставки, которые регулятор может произвести, принципиально на нефинансовый сектор влияния не окажут. Меня скорее беспокоит тот факт, что нет необходимости сейчас менять ставку в моем понимании. По большому счету, это было бы, наверное, наилучшей стратегией, которую регулятор мог бы выбрать, реагируя на временный шок, характер которого пока до конца не определен, если мы говорим о его экономических аспектах».
Еще один аспект связан с основной причиной того, что у нас сейчас очень низкая инфляция. Доходы населения последние годы падали. Потребительский спрос тоже. Если проще, у людей нет денег, на которые они могли бы дополнительно что-то покупать, разгоняя этот спрос и инфляцию. И, кстати, был показательный пример, когда ЦБ, в преддверии повышения НДС ужесточил политику. А практика показала, что цены на рост налогов почти не откликнулись.
Нужно ли вслед за западными центробанками понижать ставку? До коронавирусной паники наш ЦБ так и делал. Осторожно, постепенно, мелкими шажками, дойдя до исторически низкой ставки в 6%. И если он продолжит такую политику, то дело будет не в вирусе, а в общем стимулировании экономики. В конце концов, чем слегка подешевевшие кредиты особо помогут компаниям, у которых сотрудники отправились на карантин? Деньги, допустим, станут доступнее, но купить, например, китайский станок, которого из-за вируса нет в продаже, это не поможет. Другое дело — точечная поддержка, что, ЦБ, кстати, уже сделал, смягчив требования к банкам, которые кредитуют производителей лекарств, медтехники, транспортников и туркомпании. Что же касается ставки, то, как давно замечено, наш регулятор в таких делах спешить не любит.