Президент Белоруссии, как пишут СМИ, также пообещал закупать нефть у новых поставщиков даже дороже, чем в России, чтобы «не стоять на коленях»
Александр Лукашенко заявил о намеках руководства России присоединить Белоруссию и пригрозил наложить на Москву санкции за срыв начала эксплуатации БелАЭС. По его мнению, Россия намекает на необходимость вхождения Белоруссии в ее состав в обмен на единые цены на энергоносители. Лукашенко в ответ решительно отказал, цитирует его БелТА.
«Помните: ваш первый президент, которого вы когда-то избрали, никогда не станет последним. Уже после меня думайте, как жить. Но и когда я буду жить, но не буду президентом, я буду всегда бороться, чтобы наша земля оставалась суверенной и независимой», — отметил он.
Так же решительно и демонстративно Лукашенко объявлял о том, что Белоруссия продолжит закупать нефть в других странах, даже если она будет дороже российской. Как пишут белорусские СМИ, во время переговоров в Сочи президент России Владимир Путин спросил партнера о покупке более дорогой нефти в других странах: «Зачем вы будете это делать, если она все равно дороже российской?» Александр Лукашенко на это якобы ответил: «Чтобы каждый год 31 декабря не стоять на коленях».
Еще раньше в Минске заявляли, что Белоруссия сама отказалась от скидки на российскую нефть. Но, во-первых, скидку просто не дали, а во вторых, Белоруссия даже при этом получает нефть по ценам значительно ниже среднемировых, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Лукашенко занимается умелой демагогией, манипулирует терминами «скидка», «премия». Если его послушать, отстраненному человеку может показаться, что Лукашенко героически отказался требовать какого-то дополнительного дисконта и будет получать нефть чуть ли не по мировым ценам, и поэтому он где-то ее возьмет в другом месте с небольшой наценкой. Но в реальности Лукашенко никому не говорит, что пытался выбить ту дельту, которую компании получают, не российское государство. Там есть специфика, связанная с единым таможенным пространством, с взиманием НДС, которая позволяет российским компаниям экономить на поставках нефти. Эту премию Лукашенко и пытался выторговать. Не получилось. Но он же не говорит о том, что у него сохраняется дисконт на размер экспортной пошлины. Ведь экспортная пошлина сегодня существует. 78 долларов на тонну — это более 10 долларов за баррель. Это огромный дисконт. Поэтому, конечно, эти слова — «Да я не буду стоять на коленях, да я возьму дороже»… Примерный объем переработки — 18 млн тонн. Хорошо, ты взял дороже на 78 долларов за тонну, это размер твоей экономии на экспортной пошлине. Там же элементарная калькуляция. Получится примерно 1,4 млрд долларов дополнительных расходов. Что, у Лукашенко есть 1,4 млрд лишних денег? Ну что смеяться. Экономика Белоруссии находится в непростой ситуации, живет во многом за счет энергетических дотаций из России. Все это прекрасно понимают. Поэтому, если раньше все эти конструкции на тему «я уйду на Запад» скорее должны были повлиять на российского президента, но поскольку мы видим, что Лукашенко отказался от ускоренной интеграции под политический трансфер, под красивую дату — 9 мая 2020 года — теперь ясно, что эта риторика на Путина никак не подействует. Соответственно, вся эта демагогическая машина разворачивается в сторону внутреннего потребления. То есть теперь это продукт уже не экспорта, а для внутренних нужд. Я думаю, что, конечно, все это станет частью избирательной кампании, потому что Лукашенко нужно будет как-то объяснять проблемы в экономике. Традиционный способ, нехитрый способ ведения избирательной кампании — это поиск врага. Причудливым образом на эту роль сегодня вполне может претендовать Россия. Поэтому Лукашенко вполне может настроить выборы под соусом «Россия нас давит, но не волнуйтесь, у нас есть варианты».
Об особенностях предвыборной риторики белорусского лидера говорит и политолог, эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец.
Дмитрий Болкунец политолог, эксперт по Белоруссии «Это значит, Александр Лукашенко своими заявлениями подтвердил, что говорили и писали долгое время эксперты, никакой углубленной интеграции при сохранении Лукашенко у власти в Белоруссии не будет. Это означает, что Александр Лукашенко предвыборную кампанию ведет на антироссийской риторике, он будет дистанцироваться от Российской Федерации, и в ближайшие годы, после того как Лукашенко «переизберет» себя на президентский срок, это все закончится тем, что между Россией и Белоруссией появятся полноценные границы с колючей проволокой. И эти заявления как раз идут в подтверждение моих слов, что Лукашенко берет курс на уход от Российской Федерации во всех сферах, на всех направлениях. На днях он анонсировал закрытие белорусского информационного пространства от российских СМИ. Это значит, что он боится конкуренции медиа. Он подтвердил, что жаловался Путину и Медведеву на комментарии некоторых экспертов в российских СМИ. Это еще раз подтверждает, что он боится любых альтернативных взглядов. Он будет заниматься преследованием в Белоруссии людей, которые выражают мнение по углублению экономической и политической интеграции с Москвой. На мой взгляд, это все закончится ухудшением экономической ситуации в стране и падением доходов населения в республике. В первую очередь, конечно, пострадают граждане, которые работают в бюджетной сфере: учителя, врачи, армия и так далее. Надо еще один момент отметить: это случается в предвыборный год, и это очень серьезно ударит по репутации самого Лукашенко. У меня нет сомнений в том, что он себя сможет переизбрать на шестой срок, учитывая то, как в Белоруссии проходят президентские выборы, но общая картинка будет неблагоприятная. В этой связи, мне кажется, РФ должна не участвовать в президентской кампании Лукашенко, не подыгрывать ему, а постараться дождаться итогов президентских выборов и как минимум взять какую-то дистанцию на обсуждение с ним любых вопросов по углублению интеграции, потому что мы видим, что никакой интеграции с ним не будет. Это очень важный момент».
Ранее Лукашенко неоднократно выражал возмущение из-за российских цен и на газ. Так, в конце января белорусский президент говорил, что российская сторона не выполняет договоренностей и не снижает цену на голубое топливо для Минска до внутрироссийской. На прошлой неделе, 7 февраля, была достигнута договоренность о том, что Россия продолжит в этом году поставлять Белоруссии газ на условиях прошлого года. В 2019 году стоимость российского газа для Минска составляла 127 долларов за тысячу кубометров.