Эпидемия добралась до Южной Кореи и Италии. Были сообщения, согласно которым некоторые местные предприятия приостанавливали производство. Что говорят об этом сами бизнесмены?
Андреа — предприниматель из Турина, то есть из Северной Италии, где как и раз и зафиксировали вспышку китайского вируса. Она занимается поставками в Россию вина и продуктов питания. Андреа просит разделять то, что сообщают СМИ, и то, что происходит в действительности.
«Если мы говорим о массмедиа, все очень раздуто, здесь нет такой паники, люди продолжают работать. Мы не думаем, что это опасный вирус, никто из моих коллег и врачей так не думает, это все выводы средств массовой информации. Действительно, на севере магазины закрыты из-за коронавируса, но это просто превентивные меры. Например, в Милане все китайские рестораны и магазины закрыты».
Уже были сообщения о том, что меры безопасности предпринял Fiat Chrysler. Но всего лишь ограничил доступ на все свои объекты людей, которые потенциально могли подхватить коронавирус. Но о чем точно можно говорить, так это о том, что страдает туристическая отрасль Италии. На нее приходится 13% ВВП страны. Массового поражения тоже пока нет, но гостиницы действительно сообщают, что туристы отказываются от поездок. Рассказывает русскоязычный итальянский шеф-повар Мирко Кальдино.
Мирко Кальдино итальянский шеф-повар «Сейчас есть паника. Много гостиниц (я работаю в сфере гостиниц) уже говорили, что очень много отказываются от отдыха. Это уже проблема экономики, конечно».
Может ли теоретически пострадать Россия, если у итальянских компаний начнутся проблемы? У нас с Италией небольшой товарооборот. Правда, мы ежегодно закупаем там ядерные котлы и другое оборудование на 3 млрд долларов. Но, естественно, что все это мы в основном производим сами. А вот что касается Южной Кореи, крупной промышленной страны, то там все может быть серьезней.
Из-за коронавируса уже останавливали отдельные предприятия Samsung и LG. Потом все снова заработало. Крупный бизнес пока не пострадал, в отличие от мелкого, рассказывает профессор сеульского университета Кунмин Андрей Ланьков.
Андрей Ланьков профессор сеульского университета Кунмин«Довольно сильно страдает мелкий бизнес, потому что очень многие люди боятся выходить из дома. Существенно упали продажи в рознице. Даже крупнейшие универмаги говорят о том, что их продажи сократились примерно где-то на четверть по сравнению с тем же периодом прошлого года. Очень страдает общепит, потому что корейцы очень охотно едят в ресторанах, еда там очень дешевая. Рестораны стоят пустыми».
В Азии все взаимосвязано. Например, недавно останавливал конвейер концерн Hyundai — Kia. Но связано это было с нехваткой комплектующих из Китая. Мы собираем популярные корейские автомобили в России, но уровень локализации не так высок, как хотелось бы. Hyundai только приступает к строительству завода по производству двигателей, а пока их привозят из все того же Китая. Впрочем, поставщики комплектующих обычно заранее заполняют склады, объясняет генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «Многие производители комплектующих для того, чтобы подстраховаться, производят определенное количество деталей на склад. То есть, если взять автомобильные компании, которые производят конечный продукт, именно автомобиль, стараются минимизировать свои собственные складские запасы. А многие производители комплектующих, наоборот, стараются иметь определенный запас на складе».
В понедельник итальянская и южнокорейская торговые площадки сильно упали. Но во вторник, например, корейский фондовый индекс уже слегка оправился от падения и подрос на 1%. А из Италии есть новости для поклонников Ferrari: компания из-за коронавируса закрыла два своих музея, но сборка суперкаров продолжается.