«Сейчас цена для нас на 17% ниже мировой, это только на размер пошлины», — сказал первый вице-премьер республики Дмитрий Крутой. Ранее в белорусском правительстве сообщили, что Минск сам отказался от скидки на российскую нефть
Когда-то в Российской империи была медаль «За бескорыстие». Будь она сейчас, Александр Лукашенко, несомненно, ее бы получил — как ранее сообщили в Минске, это якобы Белоруссия отказалась от скидки на российскую нефть. Теперь республика будет покупать ее по мировым ценам, эксклюзивные контракты ей не нужны.
Мысль, что Минск отказался от скидки, подхватили в заголовках и белорусские, и российские СМИ. Поэтому стоит этот вопрос слегка прояснить. Братская страна годами покупала беспошлинно российскую нефть, перерабатывала и продавала Украине и Европе. То есть белорусский бюджет, по сути, клал эту пошлину себе в карман. Но мы проводим налоговый маневр, это значит, что экспортную пошлину мы постепенно отменяем, а внутренний налог на добычу повышаем. Соответственно, наша нефть для Белоруссии становится дороже, а значит, и прибыль меньше.
Минск выдвинул условие: Россия должна компенсировать эту разницу за счет прибыли наших нефтяных компаний. Мы жестко отказались. При этом российская нефть для Белоруссии пока еще дешевле, чем для Европы. Механизм со снижением пошлины только начал работать, напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности «Просто каждый год на 5% будет снижаться экспортная пошлина. Соответственно, нефть для Белоруссии будет дорожать и к 2024 году дойдет до мирового уровня. Лукашенко сделал ставку, что сейчас это надо остановить, но мы видим, что никто не собирается это останавливать. Белоруссия все равно будет покупать значительно дешевле российскую нефть, чем другие страны. До 2024 года эта разница сохранится. Белоруссия просто настаивала на том, что налоговый маневр должны погасить за счет своей прибыли российские же компании, что они должны в Белоруссию поставлять либо вообще без прибыли, либо с минимальной — мол, сами ужмитесь в России, а нам будьте добры сделать отпускную цену как в прошлом году».
Момент истины, о котором накануне встречи в Сочи говорил белорусский президент, действительно настал. Мы чуть ли не впервые в истории не уступили «младшему брату» в ключевом вопросе. Но и для Лукашенко осталась возможность гордо отчитаться о победе Минска: и от скидки на нефть отказались, и цена на газ осталась на уровне прошлого года, то есть 127 долларов за тысячу кубов. Минск, правда, хотел, чтобы мы продавали голубое топливо по той же цене, как внутри России, то есть примерно на 50 долларов дешевле.
По утверждению Белоруссии, тут мы тоже уравняли соседей с другими иностранцами. Это тоже не так. Сейчас цены на газ в Европе из-за теплой зимы упали, более того, падение рекордное. Но все равно страны Евросоюза покупают его у нас примерно по 150 долларов, и вполне вероятно, что в течение года стоимость вырастет, потому что она отчасти привязана к котировкам. А для Белоруссии стоимость газа останется неизменной.
Если обобщить, как к сделке между Москвой и Минском отнеслись в республике? Белорусский бизнесмен Александр Малыщик, разговаривая с Business FM, был настроен философски.
Александр Малыщик бизнесмен «Да мне как-то это самое… Конечно, удар по белорусскому бизнесу будет 100%. Подорожание будет, но я в любом случае думаю, что белорусы справятся с этим, ничего страшного. Я думаю, что есть более мудрые люди, которые решают эти вопросы. Мы здесь аутсайдеры, поэтому какая договоренность будет, так и будем работать. Что-то о будущем говорить пока туманно очень».
В понедельник, 10 февраля, первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой признал, что республика будет закупать российскую нефть все-таки не по мировым ценам, а примерно на 17% дешевле, и это как раз и связано с отсутствием экспортной пошлины. А вот если не брать эту пошлину в расчет, то, получается, по мировым ценам, добавил белорусский чиновник.
Комментировать это сложно. Дело-то не в том, чтобы отнимать пошлину, прибавлять, придумывать еще какие-нибудь математические действия. По факту мы и так продадим Белоруссии нефть дешевле, чем другим странам, а каким способом это произойдет — дело десятое. Впрочем, и не по той цене, по какой хочет Минск. Кстати, вышеупомянутую медаль «За бескорыстие» в Российской империи получил всего один человек — больше не вручали.