Brent торгуется в районе 29 долларов после того, как американский президент пообещал вмешаться в ценовую войну. Тем временем WSJ утверждает, что Белый дом может ввести санкции против России из-за дестабилизации ситуации на нефтяном рынке
Смесь Brent вечером 19 марта поднялась на 13,5%, закрепившись выше 28 долларов за баррель, после заявлений президента США. Дональд Трамп сказал, что низкие цены больно бьют по России, потому что нефть — основа российской экономики, и пообещал вмешаться в ценовую войну на рынке нефти, когда это будет необходимо.
Остается лишь догадываться, что имел в виду Трамп, говоря о вмешательстве США. Своей версией поделился ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности «Думаю, в основном Трамп подразумевает, что он сможет оказать влияние на Саудовскую Аравию, чтобы она хотя бы прекратила заявлять о том, что она будет делать с 1 апреля, потому что саудовцы говорят, что будут добывать еще 3 млн баррелей сверху от сегодняшнего уровня, о том, что они дадут скидки на восемь долларов к баррелю каждому покупателю, особенно на европейском рынке. И все эти заявления, конечно, очень сильно бьют по рынку. Может быть, как раз Трамп рассчитывает на то, что он окажет личное влияние на саудовское руководство и оно введет некие меры самоограничения».
Других инструментов у Трампа, по мнению экспертов, не так уж много. Снижать ставку ФРС некуда — она и так практически нулевая. Запасы нефти в США уже растут, хотя, наверное, увеличить закупки можно. Есть еще санкции, но здесь простор для маневра ограничен: Вашингтон убрал с рынка почти всю нефть Ирана и Венесуэлы. Поступить так же с российской вряд ли возможно: это станет шоком для мирового рынка и приведет к резкому росту цен, в том числе и в Америке. А избиратели Трампа вряд ли оценят подорожавший бензин.
Правда, The Wall Street Journal пишет, что Вашингтон все-таки рассматривает возможность введения новых санкций в отношении России из-за обвала нефтяных цен. Но, скорее всего, речь может идти лишь о запрете импорта российского сырья в США, считают аналитики.
Если бы не Трамп, неизвестно, что было бы с текущими ценами. На этой неделе российская нефть Urals упала ниже 19 долларов за баррель. Разница с сортом Brent превысила шесть долларов. О причине рассуждает главный стратег ИК «Универ капитал» Дмитрий Александров.
Дмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ капитал» «Если все-таки это ценовая конкуренция всех против всех, то естественно, что и российские компании тоже будут первое время продавать по более низкой цене, напрямую конкурируя с объемами, которые может предлагать Саудовская Аравия. Естественно, что в этой ситуации отрицательный дифференциал будет увеличиваться именно к Brent, именно потому что со стороны России приходят дополнительные объемы».
Совладелец «Лукойла» Леонид Федун в интервью РБК назвал текущие цены на нефть катастрофическими. По его словам, после развала сделки ОПЕК+ Россия и Саудовская Аравия начали «войну на истощение». При этом на недавней встрече главы Минэнерго Александра Новака с нефтяниками все заявляли о некритичности низких цен. Почему же второй человек в «Лукойле» теперь говорит о катастрофе? Комментарий генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Есть лобовая позиция «Роснефти»: сделка — плохо, надо из нее выйти и забыть про нее как про страшный кошмар. Есть компании, которые соглашались с главным аргументом «Роснефти», что мы не можем дальше сокращать добычу. Были шапкозакидательские настроения, что у нас себестоимость 3,8 доллара, соответственно, мы можем падать. Но, во-первых, Федуна не было на этом совещании, а был сам Алекперов. Но Алекперов, если вы помните, после совещания с Новаком говорил о том, что всегда лучше договариваться. В этом плане позиция «Лукойла» была самой аккуратной из всех компаний: не надо никаких нефтяных войн. Просто Федун все-таки не первое лицо, он не занимается оперативным управлением компанией, поэтому он позволил себе более резкие заявления».
Что касается перспектив восстановления цен, срыв сделки ОПЕК+ вовсе не главная причина обвала. Многие аналитики ожидали, что нефть и так опустится примерно к 30 долларам за баррель из-за замедления мировой экономики, вызванного коронавирусом. А когда инфекцию удастся победить, спрос на нефть вновь начнет расти вместе с ценами — и без всяких заявлений Трампа.