Александр Лукашенко заявил, что российский президент предложил заплатить Белоруссии 300 млн долларов — это якобы компенсация за подорожавшую российскую нефть
Казалось бы, Александр Лукашенко уже ничем удивить не может. И все-таки удивил. По словам белорусского президента, ему позвонил Владимир Путин и щедро предложил, чтобы Москва заплатила Минску 300 млн долларов — это сумма, которую Белоруссия в этом году якобы потеряет из-за российского нефтяного маневра.
Хотя с точки зрения здравого смысла потерей это назвать сложно. Из-за повышения российского внутреннего налога на добычу сырье для Белоруссии действительно каждый год дорожает. И все равно цены пока ниже мировых. Да и вообще Белоруссия годами получала от России дешевую нефть. И вместо того чтобы перерабатывать и поставлять нам топливо, спокойно продавала бензин за границу, зарабатывая на этом миллиарды долларов.
Москва раньше в этом вопросе обычно шла на уступки, а сейчас не захотела идти. И вдруг такое предложение. В Кремле, кстати, это не подтвердили. Но и не опровергли. Дмитрий Песков заявил, что переговоры между президентами идут, но нюансы он пока озвучить не может. Вряд ли противостояние могло закончиться так легко, как сказал Лукашенко, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности «И тут вдруг Россия сказала: ну ладно, уговорили, давайте мы вам будем компенсировать новый шаг налогового маневра. Я думаю, что там все-таки какая-то история подачи со стороны Белоруссии тоже была, потому что именно они находятся сейчас в критическом состоянии. У них нет нефти для того, чтобы обеспечивать даже внутренний рынок, и я думаю, что на следующей неделе, если, по сути, экстренно не пойдут поставки именно по нефтепроводам, то Белоруссия столкнется с кризисом топлива на внутреннем рынке, то есть просто не будет хватать бензина и дизеля для обычных потребителей. Я думаю, что Белоруссия, со своей стороны, что-то пообещала».
До того как высказаться насчет компенсации, Лукашенко встречался с Игорем Сечиным. «Роснефть» — главный поставщик сырья в Белоруссию, от нее идет примерно половина нефти. Но у корпорации есть и другие интересы в братской стране. «Роснефти» и «Газпром нефти» через компанию «Славнефть» принадлежит больше 40% Мозырского НПЗ в Белоруссии. То есть российские компании по идее и сами заинтересованы в том, чтобы поставлять энергоносители в соседнюю страну, там перерабатывать и продавать.
А еще не раз ходили разговоры о том, чтобы продать российским компаниям контроль в Мозырском НПЗ. Есть и другие интересы: «Роснефти» принадлежат белорусские нефтебазы и 36 АЗС. И возможно, на встрече с Игорем Ивановичем Александр Григорьевич и обсуждал вопросы развития российского нефтяного бизнеса в Белоруссии. Ситуацию комментирует политолог Дмитрий Болкунец.
Дмитрий Болкунец политолог «Я не исключаю, что визит как раз состоялся главы «Роснефти», это мое предположение, что стороны могли обсуждать вопрос в том числе о приобретении российской компанией нефтеперерабатывающего завода, потому что Лукашенко уже много лет назад говорил, что готов продать эти заводы. Поэтому здесь сложно из-за одной реплики Александра Лукашенко делать какие-то долгоиграющие выводы, тем более он за словом в карман не лезет и часто делает одно заявление краше другого. Сумма, которую он озвучивал, очень маленькая для белорусской экономики, она не решает проблемы развития белорусской экономики».
Что касается суммы, то на нее отреагировали в Минэнерго. Там заявили, что российский подход — это снижение цены нефти на 2 доллара с тонны. Простой математический расчет: в прошлом году Россия поставила в Белоруссию 18 млн тонн нефти. Если сейчас поставит столько же и сбросит по 2 доллара с тонны, то общая скидка составит всего 36 млн долларов. И это в восемь раз меньше, чем 300 млн, о которых заявил Лукашенко.
И, как мудро заметил Дмитрий Песков, тут у каждой стороны «своя калькуляция». Лучшая позиция все-таки у Москвы. Из-за прекращения поставок Белоруссия может столкнуться не только с бюджетными проблемами, но и с банальным дефицитом топлива. Причем в год выборов главы государства. И поэтому интересно, сможет ли белорусская калькуляция пересилить российскую.
Александр Лукашенко заодно предложил помочь России со строительством космодрома Восточный. По его словам, с такой просьбой к нему обратился глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. И, как выразился Лукашенко, он может прислать на нашу стройку «два-три треста».