Всего нефтяные державы ради стабилизации цен сократят добычу на 10 млн баррелей в сутки. Впрочем, соглашение трактуют неоднозначно — это связано с объемами сокращений добычи у России и у Саудовской Аравии
Как только стало известно, что страны ОПЕК+ и другие государства заключили сделку, посыпались однобокие комментарии о том, что Россия проиграла. Со скрупулезными подсчетами, кто сколько добывал, кто на сколько сократил, у кого добыча упадет сильнее. И с выводом, что саудиты сократят добычу по минимуму, а мы — в два раза больше, чем они.
Все это как минимум некорректно. Если взглянуть в итоговый документ, то там указано, что все страны сокращают добычу от уровня октября аж позапрошлого года. Кроме России и Саудовской Аравии. Для нас другой счет — не от какой-то даты, а от взятого за исходную точку уровня добычи в 11 млн баррелей в сутки. Это примерно и есть наш средний уровень. А если взять саудитов, то это тоже среднее между тем, сколько они добывали до развала прошлой сделки ОПЕК+ в начале марта, и тем, сколько они добывают сейчас, после резкого увеличения производства нефти.
Все источники говорят одинаково: и мы, и саудиты временно будем добывать одинаковое количество нефти — 8,5 млн баррелей. И тогда получается, что это не проигрыш, не победа, а справедливая сделка, которая в нынешние тяжелые времена устроила всех. Продолжает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
Сергей Суверов старший аналитик «БКС Премьер» «Главная задача была заключить сделку, потому что в случае провала этой сделки цена на нефть могла быть в районе действительно 10-15 долларов за баррель, что вызвало бы дополнительный стресс для российского бюджета. Все-таки нашли некий компромисс. Да, Россия должна пойти на достаточно существенное сокращение добычи — больше чем на 20%, зато может стабилизироваться цена на нефть и, соответственно, доходы бюджета».
США формально в сделке не участвуют. Американцы настаивали на том, что у них и так упала добыча нефти на 4 млн баррелей в сутки. Правда, это произошло по естественным причинам: из-за рухнувших цен сланцевые компании остановили добычу, так как она стала для них нерентабельной. Но неформальное участие Штатов нельзя недооценивать.
Вспомним, что еще в марте, после того как Саудовская Аравия спровоцировала срыв прошлой сделки, американцы, как писали СМИ, обратились к саудитам с требованием отказаться от резкого роста добычи и намекнули, что у королевства могут быть проблемы. В день переговоров ОПЕК+ Путин и Трамп поговорили по телефону. После заключения сделки еще раз поговорили. Был момент, что от переговоров отказались мексиканцы, но после того как США согласились взять на себя большую часть сокращения добычи мексиканской нефти, все встало на свои места. Комментирует политолог Марат Баширов.
Марат Баширов политолог «Не знаю, что там держал в руках президент Трамп — ручку или дубинку, — но он убедил и саудитов, и Мексику. Именно в этом и состоит, на мой взгляд, ключевая развилка. Мы вовлекли Трампа в переговорный процесс, Трамп, защищая свои сланцевые проекты, на территории своей страны, исходя из внутриполитической ситуации, применил, что называется, силу и надавил через другие совершенно рычаги, которые нам недоступны».
Таким образом, США можно назвать гарантом нефтяной сделки. И важно, что Москва и Вашингтон в этом вопросе нашли понимание. А Дональд Трамп после разговора с Путиным еще раз заявил, что Штаты не заинтересованы в низких ценах на нефть. Также важно, что в этот раз соглашение заключили не только Россия и ОПЕК, но и другие нефтедобывающие страны, в том числе Норвегия и Канада, а всего 23 государства. То есть все основные добытчики нефти, кроме Америки. Нефтяные цены на сделку особо не отреагировали. Но этого и не ждали: успех соглашения уже был заложен в нынешних 30 с плюсом за баррель Brent. Зато наш сорт Urals превысил 20 долларов, что в два раза выше по сравнению с тем, сколько наша смесь стоила в самых первых числах апреля. В целом удалось установить хоть и шаткое, но равновесие.
Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что «большая двадцатка» должна поддержать усилия стран ОПЕК+ по стабилизации рынка нефти. «В формате ОПЕК+ согласован комплекс мер по сокращению добычи, нацеленный на стабилизацию рынка. Это важно как для производителей, так и для потребителей», — подчеркнул Новак.