Силуанов предложил вернуться к предыдущей версии бюджетного правила

0
286

Глава Минфина Антон Силуанов предложил вернуть предыдущую версию бюджетного правила. В проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025—2026 годов заложена измененная конструкция бюджетного правила. Предполагается, что с 2024 года цена отсечения по нефти составит $60 за баррель. Корректировки в механизм вносятся второй год подряд.

Силуанов предложил вернуться к предыдущей версии бюджетного правила

«Бюджетное правило претерпело некоторые изменения. Если в этом году мы рассчитывали базовые нефтегазовые доходы, исходя из номинальной цифры 8 трлн руб., то в следующем году предлагаем вернуться к обычным параметрам расчета базовых нефтегазовых доходов, исходя из базовой цены на нефть. Это $60 за баррель», — заявил он.

Базовая цена на нефть, или цена отсечения, присутствовала в бюджетном правиле, действовавшем в России с 2017 года. Оно определяло базовые нефтегазовые доходы бюджета как доходы от внутренних налогов на нефтегазовую отрасль и экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ, как если бы цена российской нефти Urals весь год была равна $40 за баррель в ценах 2017 года (ежегодно показатель индексировался на 2%). Поступления от того, что фактическая цена нефти превышала базовую, записывались в дополнительные нефтегазовые доходы. Они не могли направляться на текущие бюджетные расходы и использовались для покупки иностранной валюты, в том числе евро, британских фунтов и японских иен.

Однако в 2022 году эти валюты стали недружественными, накопленные нефтегазовые доходы в них были заморожены странами Запада. В результате прежнее бюджетное правило было приостановлено, и с 2023 года начало действовать новое, которое упраздняло понятие цены отсечения и определяло базовые нефтегазовые доходы в размере 8 трлн руб. Предполагалось, что начиная с 2026 года эта сумма будет ежегодно индексироваться на 4%.

Минфин объяснял, что базовый объем нефтегазовых доходов было решено зафиксировать, поскольку снизилась предсказуемость как цен Urals, так и объемов добычи и экспорта российских энергоресурсов «в условиях давления западных стран». Как следовало из оценок ведомства, около 8 трлн руб. бюджет получает при ценах на Urals в диапазоне $60−75 за баррель и объеме нефтедобычи 9−10 млн барр./день.

Аналитики SberCIB (инвестиционное подразделение Сбербанка) ранее отмечали, что конструкция действующего бюджетного правила, может оказывать негативное влияние на курс рубля, так как в ее основе лежит не цена барреля нефти марки Urals в долларах, а прогнозный объем нефтегазовых доходов, рассчитанный в рублях. По такому механизму ослабление рубля на фоне геополитических факторов будет приводить к автоматическому увеличению прогнозного объема доходов, это будет вынуждать Минфин проводить покупки валюты на открытом рынке, что снова будет ослаблять рубль, объяснял макроэкономист SberCIB Антон Струченевский. То есть курс будет «саморазогреваться», указывал эксперт. В качестве варианта купирования этого риска он называл переход на расчеты прогнозных доходов не в рублях, а в юанях.

С начала 2023 года рубль потерял около 30% стоимости и 22 сентября торговался на уровне около 96 ₽ за доллар. На фоне взлета курса рубля к отметке 98 ₽ за доллар ЦБ отказался с 10 августа от закупок валюты на открытом рынке по бюджетному правилу до конца года. Однако даже несмотря на это, рубль кратковременно ослабевал в августе до уровня 100 за доллар.