Путин предложил «справедливую формулу» поддержки бизнеса из-за нерабочих дней

0
511

Президент поручил кабмину и Центробанку за пять дней разработать программу дополнительной помощи бизнесу для сохранения занятости и зарплат

Путин предложил «справедливую формулу» поддержки бизнеса из-за нерабочих дней

Обновлено в 19:12

Президент Владимир Путин на совещании с главами регионов предложил «справедливую формулу» помощи пострадавшему из-за коронавируса бизнеса. Согласно ей, нужно «помогать, прежде всего, в первую очередь тем компаниям, которые сохраняют занятость». «Но если, тем не менее, люди оказываются без работы, то в таком случае будем напрямую помогать именно им», — подчеркнул глава государства.

Нужны четкие, понятные списки предприятий, которым запрещено работать — остальные работать могут, отметил президент. В качестве примера Путин привел Москву, где многие предприятия свою работу не прекратили.

Кроме того, президент анонсировал несколько новых мер для поддержки бизнеса. Например, отсрочка по выплате страховых взносов для всех предприятий малого и среднего предпринимательства. Еще одну программу дополнительной помощи бизнесу президент поручил в течение пяти дней подготовить правительству и Центробанку.

Эта программа, по словам главы государства, должна позволить компаниям максимально сохранять занятость и доходы сотрудников. При этом Путин оговорился, что помощь получат только те, кто сохраняет персонал:

«Нельзя останавливать экономику. Закрывать транспортное, грузовое, пассажирское сообщение между регионами, массово ограничивать работу предприятий, невзирая на реальную обстановку, даже когда в регионе зафиксированы единичные случаи заражения. Мы с вами должны понимать, к какому урону, каким разрушительным последствиям это может привести. Обращаю внимание: даже в Москве с ее плотностью населения, с концентрацией транспортных потоков, а значит и объективно большими рисками распространения инфекции, нет практически повсеместного закрытия предприятий — «всех под одну гребенку» — такого нет. Многие столичные компании продолжают работу или перешли на удаленный режим. Сейчас нужно создать все условия для того, чтобы компании, организации, предприниматели возвращались в нормальный график работы. Должен быть четкий, понятный перечень организаций, работа которых ограничена из-за повышенных рисков. Остальные предприятия не надо грузить разного рода дополнительными справками, разъяснениями и согласованиями. Они могут продолжать работать, естественно, соблюдая все необходимые санитарные требования и нормы обеспечения безопасности. И, конечно, важно минимизировать кризисные явления, смягчить удар для бизнеса, потери которого, прямо скажем, уже достаточно серьезные, а могут быть еще более значимыми. Мы уже снизили размер социальных взносов для малого и среднего бизнеса в два раза — с 30% до 15%. В качестве экстренной дополнительной помощи предлагаю шесть месяцев — так, как мы это уже сделали для микропредприятий. Поручаю правительству с участием Центробанка в пятидневный срок подготовить программу дополнительной поддержки бизнеса. Она должна позволить компаниям максимально сохранять занятость, доходы сотрудников. Понимаю, что предпринимателям приходится непросто, но вы видите, уважаемые друзья, что так происходит везде, практически во всем мире. Уверен, что бизнес, думая о будущем, приложит все силы, чтобы сохранить свои коллективы и свои команды, и именно такой ответственный, зрелый подход мы будем поддерживать. Считаю справедливой следующую формулу: помогать, прежде всего, в первую очередь тем компаниям, которые сохраняют занятость. Но если, тем не менее, люди оказываются без работы, то в таком случае будем напрямую помогать именно им — всем, кто потерял работу и обратился в службу занятости после 1 марта текущего года, предлагаю в апреле, мае и июне выплачивать пособия по безработице автоматически по верхней планке, которую мы уже пересмотрели в сторону увеличения, а именно в размере МРОТ 12 тысяч 130 рублей».

В ходе совещания президент также заявил, что тем, кто потерял работу и обратился в службу занятости после 1 марта, в период с апреля по июнь необходимо выплатить пособие по безработице в размере МРОТ. Он также добавил, что медработники, которые работают непосредственно с больными COVID-19, получат федеральные выплаты на три месяца в размере от 25 тысяч до 80 тысяч рублей в месяц.

Предложения президента Business FM обсудила с политологом Георгием Бовтом.

— Мне кажется, это еще не окончательные меры, потому что пока дна не видно и непонятно, сколько мы будем еще на карантине. Если вчера могли возникнуть надежды, что все закончится где-то к концу апреля, то сейчас назван срок в две-три недели.

Что может значить срок в две недели?

— Это может значить как то, что начнут ослаблять карантинные меры, если статистика это позволит сделать, так и то, что их начнут еще больше усиливать, причем еще до наступления этого дедлайна. Я не исключаю такой возможности. Если мы увидим резкий рост заболевших и особенно смертей и перегрузку лечебных учреждений, что в других странах происходило примерно на этом этапе, мне кажется, власти могут дрогнуть в своем намерении перезапустить экономику уже в начале мая. Между тем, пока прямой помощи всему малому и среднему бизнесу в виде каких-то дотаций, субсидий пока не предлагается. То же самое касается граждан. Им теперь можно рассчитывать только на пособие, которое они получают. Они будут увеличены с учетом детей, и пособия по безработице будут приведены к минимальному размеру оплаты труда, что лучше, чем ничего.

Я бы отметил заявление: надо определить перечни организаций, которые остановлены, а остальные могут работать. Что это может значить на практике?

— На практике это может значить свободу творчества региональных властей. Потому что в одних регионах автосервисы смогут работать, а в других регионах скажут, что им не надо работать. Вопрос довольно интересный насчет шиномонтажей. Они считаются тоже автосервисом или неотложными ремонтными работами, например? Пока что они в Москве и Подмосковье, как правило, закрыты. Если в Москве открыли салоны красоты, которые имеют медицинскую лицензию, то непонятно, почему нельзя, соблюдая определенный санитарный режим и ограничения, открыть автосервисы, потому что если начнут ломаться машины, они будут стоять по обочинам дорог, как после войны. Мне кажется, что это тоже можно было бы сделать, но это уже решают региональные власти. Федеральные власти не дают каких-то универсальных указаний в данном случае и не дают никаких четких параметров. В действительности ситуация в разных регионах разная. Она в Москве одна, а в каком-то отдаленном регионе она может быть другой. Поэтому, объективно говоря, в этом есть некоторый смысл, но в общем, наверное, роль федерального центра могла бы быть более модельной. Они могли бы определить какие-то параметры более четко.

Владимир Путин также напомнил, что у России есть солидная «подушка безопасности» в виде накопленных резервов. Но это не значит, что их будут огульно тратить, говорит директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.

— Накоплена «подушка безопасности». Более того, все те нерастраченные деньги за предыдущие периоды, которые неожиданно накопились в экономике, о чем так многие сожалели в декабре прошлого года, что государство неэффективно расходует деньги, и есть остатки на счетах Минфина и ведомств, теперь оказываются в плюс.

— Некоторые уже призывают эти триллионы разбрасывать. И уже даже подсчитывают, сколько триллионов надо разбросать.

— Здесь главный вопрос эффектов в экономике и потраченных средств. Пытаются сделать помощь адресной — так, чтобы она доходила до наименее защищенных. Но при этом мы же понимаем, что для России малый и средний бизнес, как бы это сейчас жестко и цинично ни звучало, особенно в тех отраслях, которые наиболее сильно пострадали, не является экономикообразующим или бюджетообразующим.

Также Путин напомнил, что накануне он встречался с учеными, специалистами-эпидемиологами. И сказал, что по опыту других стран самыми трудными являются первые четыре-пять недель с начала эпидемии. «Это значит, что для развития нашей ситуации определяющими будут ближайшие две-три недели», — резюмировал президент.

«Дорогие друзья! Все проходит, и это пройдет. Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, — со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы все преодолеем», — завершил Путин.