Россия прикладывает все возможные усилия, чтобы без кровопролития вернуть под контроль сирийских властей один из районов в провинции Деръа. Сирийская вооруженная оппозиция то соглашается на уступки, то отвергает договоренности. Проправительственные силы подкрепляют аргументы Москвы огнем по позициям противника.
На протяжении последних недель из провинции Деръа на юге Сирии приходят сообщения то о прекращении боевых действий, то об их возобновлении. То сообщается о бомбардировке района Деръа-Балад (кварталы старого города Деръа — административного центра одноименной провинции), то о временном прекращении огня.
Отчеты о достижении соглашения о примирении чередуются с заявлениями о срыве договоренностей. И так по кругу.
Формально сирийские власти вернули контроль над «колыбелью сирийской революции» — южной провинцией Деръа — летом 2018 года. Тогда при посредничестве Москвы часть группировок сирийской оппозиции покинула провинцию, а часть вошла в состав восьмой бригады пятого добровольческого штурмового корпуса, сформированного при участии российских военных советников. Но были и те, чей статус остался неурегулированным. Один из таких не до конца умиротворенных анклавов находится в районе Деръа-Балад, где проживают около 50 тыс. человек.
В конце июня сирийские власти под предлогом проблем с безопасностью в провинции (нападений на гражданских и военных) потребовали от жителей Деръа-Балад сдать оружие. После отказа квартал был заблокирован.
Россия смогла предотвратить масштабную военную операцию сирийской армии, но без периодических бомбардировок и обстрелов Деръа-Балад все равно не обошлось.
31 августа в сирийских СМИ появились публикации о достижении при посредничестве российских военных соглашения о примирении между переговорным комитетом провинции Деръа, куда входят представители местных племен и оппозиции, и сирийскими властями. Как указывалось — в первую очередь в оппозиционных изданиях — договоренности включали прекращение огня, вход российской военной полиции в Деръа-Балад, в том числе поднятие там российского и сирийского флагов, создание трех совместных пунктов пропуска структур безопасности сирийской армии и восьмой бригады, сдачу оружия и выселение тех, кто не желает идти на соглашение.
Некоторые источники отмечали, что процесс сдачи оружия затронет всего лишь около 40 человек. Правда, в следующие дни условия соглашения постоянно корректировались. В частности, стремительно росло число КПП (с трех до 12), затем в соглашение не вошли несколько кварталов, где закрепилась группа боевиков, которых Дамаск обвиняет в связях с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ).
2 сентября сообщалось об урегулировании статуса более 100 разыскиваемых властями лиц. И даже осторожные российские военные отвезли журналистов показать, как проходит замирение в Деръа-Балад. До сих пор все слухи о достижении соглашений они не комментировали.
«В Деръа-Балад началась сдача оружия боевиками и урегулирования статуса жителями этого района. Планируется открытие в этом районе полицейского участка и опорных пунктов сил безопасности. В дальнейшем планируется патрулирование района силами российской военной полиции. Россия выступила гарантом возвращения мирной жизни в этот район», — сообщил в четверг журналистам представитель российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии Александр Гуляев.
По его словам, участники незаконных вооруженных формирований могут либо воспользоваться амнистией, либо уехать в идлибскую зону деэскалации на севере Сирии, куда традиционно отправляли всех несогласных мириться с Дамаском.
Однако уже на следующий день стало известно о срыве договоренностей. Сирийская армия вновь вернулась к бомбардировкам Деръа-Балад.
«Боевики запросили 40 автобусов, чтобы покинуть Деръа-Балад и уехать в Иорданию или на север Сирии. С утра автобусы были уже на месте на КПП, но никто не пришел. Боевики опровергли информацию, что они запрашивали автобусы, и настаивают на том, что не хотят уезжать в Иорданию или Турцию», — так объяснил «РИА Новости» ситуацию вокруг провала соглашения глава комиссии по примирению в Деръа со стороны властей Хусейн Рифаи.
У самой оппозиции другая версия. Официальный спикер местного переговорного комитета Аднан аль-Масалме и его соратники не отказываются от просьбы «о перемещении в Турцию и Иорданию». Однако, по их словам, на момент планировавшегося в субботу отъезда они не получили официального ответа от властей этих стран, что их готовы принять, а ехать в Идлиб никто не хочет.
Господин аль-Масалме в беседе с агентством Reuters также подчеркнул, что «новые требования Дамаска невыполнимы». Речь о размещении слишком большого числа блокпостов в жилых кварталах Деръа-Балаад и проведении обысков в домах.
Однако в воскресенье вечером в сирийских соцсетях появилась информация, что комитет Деръа-Балад все же согласился вернуться к выполнению ранее достигнутых договоренностей, в том числе о блокпостах, сдаче оружия и уходе несогласных.
Накануне оппозиционный канал «Сурия» распространил сделанную в начале сентября аудиозапись беседы «российского генерала, который ведет переговоры в Деръа» с главами местных племен. «К сожалению, я не знаю, что рассказал вам и рассказывал ли вообще Аднан аль-Масалме. У меня такое ощущение, что он рассказывал только то, что считал нужным», — сетует не названный по имени генерал. По его словам, требования Дамаска, высказанные главой госбезопасности Сирии генералом Хусамом Лукой, практически не менялись. С самого начала речь шла о полной сдаче оружия («не ржавых винтовок, которым пользуются погонщики скота, а оружия, из которого стреляют по солдатам»). После этого предусматривалось, что внутри Деръа-Балад будут расставлены совместные посты «мухабарат» (спецслужб) и вооруженных сил. О каких подразделениях идет речь — регулярной сирийской армии или восьмой бригаде, которую надеялись увидеть местные жители, не уточнялось.
В аудиозаписи отмечается, что генерал Лука все же сделал уступку жителям заблокированного района, «уменьшив список тех, кто не пройдет процедуру примирения, со 184 человек сначала до 75, затем до 50, а потом вообще до нуля».
Правда, у оппозиции Деръа, сохранявшей независимость более десяти лет, нет оснований верить генералу Луке, а также нет желания жить под контролем сирийских спецслужб.
«Похоже, что Россия все-таки пошла на уступки Дамаску, решив сдать Деръа-Балад. Этот район не имеет стратегического значения, очень маленький и не выходит к границам Иордании и Израиля в отличие от еще двух зон в провинции Деръа, где находится сирийская оппозиция, в том числе пророссийская восьмая бригада», — сказал «Ъ» эксперт РСМД Кирилл Семенов. По его словам, Москве было трудно сдерживать стремления президента Сирии Башара Асада вернуть под свой контроль всю Сирию.
«Начать войну в Идлибе или на северо-востоке Сирии очень рискованно из-за угрозы прямого столкновения с Турцией или США. Что касается юга, то у России есть договоренности с Израилем — не допустить проиранские силы в приграничную зону, а значит нужно сохранить за оппозицией, чей статус был урегулирован в 2018 году, удерживаемые ею территории в провинции Деръа. Кроме того, раз выступив гарантом примирения, Москва должна им остаться. Другое дело Деръа-Балад, чей статус был не решен раньше. В итоге Россия удовлетворяет амбиции Асада и формально не теряет лицо», — сказал эксперт.
Марианна Беленькая