Прецедентное решение о борьбе с «грязными» деньгами в Лондоне

0
655

Жена азербайджанского банкира проиграла спор об имуществе неясного происхождения. Какие последствия для других богатых мигрантов будет иметь эта история?

Прецедентное решение о борьбе с «грязными» деньгами в Лондоне

Супруга экс-руководителя Международного банка Азербайджана Замира Хаджиева два года назад первой в Великобритании получила так называемый запрос об имуществе неустановленного происхождения.

Получатель такого запроса должен раскрыть источник дохода, который позволил приобрести имущество. Все это — по вступившему в 2018 году в силу закону «Ордер на богатство неясного происхождения». Его еще называют программой борьбы с «грязными» деньгами, или «законами МакМафии».

Замира Хаджиева, у которой нет своих значительных источников дохода, не смогла объяснить происхождение дома стоимостью 11,5 млн фунтов в фешенебельном лондонском районе и покупку поля для гольфа за 10,5 млн фунтов. Кроме того, за десять лет с 54 разных кредиток она потратила в лондонском универмаге Harrods около 16 млн фунтов и приобрела суперджет Gulfstream G550.

Хаджиеву задержали осенью 2018-го. У нее изъяли ювелирные изделия на сумму более чем 400 тысяч фунтов, нашли почти 50 наименований драгоценностей, выставлявшихся на продажу аукционным домом Christie’s. И это притом, что муж Хаджиевой сейчас отбывает 16-летнее тюремное заключение в Азербайджане по обвинению в мошенничестве и растратах.

Хаджиева отказалась раскрывать источники финансирования, обратилась в суд. Сейчас ее имущество арестовано — его нельзя продать или передать другим лицам, сообщает Bloomberg. Если Хаджиева в течение семи дней не объяснит происхождение средств, потраченных на покупку недвижимости, Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании попросит суд конфисковать имущество, а потом продаст его. Вырученные деньги пойдут в казну Великобритании.

Историю Хаджиевой широко обсуждают в британских СМИ, она будет иметь серьезные последствия для других богатых мигрантов, говорит бизнесмен в Великобритании Алексей Шматко.

Алексей Шматко бизнесмен «Национальное агентство по борьбе с преступностью сейчас просто прыгает до небес и потирает руки, потому что у них раньше не было механизмов проверки анализа денег состоятельных мигрантов. Для нормальных, честных, порядочных людей это отличный механизм, я всячески его поддерживаю, пора уже вычистить Лондон от «грязных» средств, которые привозят различные люди, нажившие их незаконным путем. В России распиливают бюджетные средства, как правило, не хотят платить налоги в России. А когда они приезжают в Великобританию с этими деньгами, тоже не хотят платить здесь налоги. Если бы эти люди заработали в России деньги, заплатили бы в России налоги, претензий у Великобритании к ним не было бы никаких. В Великобритании нет системы, которая тебя будет долго мучить проверками. Люди не хотят платить в России 13%, а уж тем более они не хотят здесь платить 40% налогов. Все крупные российские бизнесмены из списка Forbes, которые живут в Лондоне, попадут под эту статью. Тут еще даже больше ситуация развивается. Сейчас Великобритания вышла из Евросоюза и будет составлять собственные санкционные списки — более обширные, чем европейские. По большому счету британцы делают ту работу, которую должны бы делать российские власти, когда говорят о деофшоризации. Подчеркиваю, британским властям все это будет очень непросто доказать».

Решение по делу Хаджиевой было вынесено сразу после выхода Великобритании из Евросоюза. Именно об этом многие финансовые и налоговые аналитики предупреждали своих клиентов, которые имеют активы в стране. Закон об ордере на богатство неясного происхождения часто трактуют как якобы направленный против бизнесменов из государств, которые входили в СССР. Но на самом деле он направлен на всех богатых людей, которые за последнее время приобрели много недвижимости, говорит политолог Марат Баширов.

Марат Баширов политолог «До этого шла наработка первичной базы. Британская корона, британские власти — это вообще достаточно циничная система по отношению к капиталам, к тому, как они с ними обращаются внутри страны и за рубежом. Такой способ построения отдельного нового финансового государства известен еще со времен Британской империи. Я упоминаю именно Brexit, потому что там появляется история с подтверждением лояльности, это шикарный инструмент, чтобы заставлять людей, которые живут в Лондоне, особенно тех, которые могут быть выданы в Россию, фактически работать на британскую корону. По информации британских СМИ, после принятия этого закона о богатстве неясного происхождения финансовые и разведслужбы Великобритании вели очень кропотливую аналитическую работу. По оценке британских СМИ, порядка 20 тысяч человек попали в такую зону риска. Считайте, что бывших россиян или не бывших — тех, кто сохраняет гражданство, — порядка нескольких сотен, то есть мы будем таким заметным сектором этих судебных процессов».

Весной 2018 года британская пресса писала, что Лондон потребовал от Романа Абрамовича объяснить происхождение средств. Источники сразу нескольких изданий, в том числе The Guardian, Financial Times и The Telegraph, называли причины задержек с выдачей инвесторской визы российскому миллиардеру. Утверждалось, что это было связано с ужесточением правил проверки инвесторов, вкладывающих деньги в британскую экономику. В российском посольстве в Лондоне тогда заявили, что борьба с «грязными» деньгами не должна выливаться в запугивание российских бизнесменов.