В Минтруде это опровергли, но для снижения налогов на труд основания все-таки есть. Что думает и говорит бизнес?
«Я вас уверяю, что никто в правительстве на сегодняшний день не ставит вопрос относительно снижения всевозможных страховых обязательств», — заявил министр труда Антон Котяков. Так чиновник прокомментировал недавнюю публикацию газеты «Ведомости» о том, что правительство вернулось к идее снизить страховые взносы.
Впрочем, несмотря на опровержение, тема все равно актуальная. И можно предположить, что если инициатива действительно есть, то исходит она не от Минтруда. Когда в прошлый раз предложили снизить взносы до 22%, то была мысль одновременно на 4% поднять НДС. Его в итоге подняли, но на 2%. На инфляцию это сильно не повлияло.
Теперь, вероятно, пришло время снизить налоги на труд. Не факт, что в правительстве думают о «голом» понижении. Жизнеспособнее выглядит идея увязать его с инвестпрограммами, то есть бизнес вкладывает деньги в производство, модернизацию и взамен платит меньше налогов. Мнение генерального директора завода «Измерон» Павла Альтова.
Павел Альтов генеральный директор завода «Измерон» «Практически нет людей, которые что-то куда-то откладывают или где-то что-то накапливают. Люди только ищут возможность найти деньги и вложить их в развитие, в производство. Если будут какие-то программы, которые будут в прямую увязывать снижение налоговой нагрузки с какими-то инвестициями, то есть то, что будет развивать экономику, — ничего худого в этом не будет. Как это контролировать, как это увязать? Есть огромное количество в правительстве специалистов, которые это могли бы сформулировать».
Еще одна идея, которую не раз высказывало бизнес-сообщество. Сейчас государство готовит пенсионную программу под названием ГПП — гарантированный пенсионный план. Она подразумевает, что граждане сами, но с маленькой помощью государства копят себе деньги на старость. Граждане, у которых зарплаты и так небольшие, явно желанием не горят. Но что если выплачивать эти взносы за сотрудников будет работодатель и в благодарность за это благое начинание получит снижение налогов на труд? Тем более что эта система будет прозрачнее, чем судьба денег, ушедших в Пенсионный фонд, замечает совладелец компании «ПроШАР» Дмитрий Баранов.
Дмитрий Баранов совладелец компании «ПроШАР» «Отдавая в фонды страховые обязательства, мы не понимаем, куда фактически расходуются деньги. Они безликие и для работодателя, и для сотрудника. Если часть этих денег идет персонально, персонализируется сотрудник и работодатель накапливает ему какую-то часть пенсий, конечно, это привязывает сотрудника и мотивирует его. Это тоже прекрасная идея».
И наконец, то, что лежит на поверхности. Если страховые взносы снизят, то у работодателя появится возможность потратить свободные деньги на повышение зарплат. Действительно, многие опрошенные бизнесмены говорят, что так и сделают. Хотя и не все. Например, генеральный директор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов рассказывает, что на его предприятии свой алгоритм повышения жалованья.
Дмитрий Филиппов генеральный директор группы компаний «Русит» «Деньги, которые будут оставаться, будут оставаться в производстве, вкладываться в производство. Страховые взносы, если изменятся, ну, изменятся, наверное, какие-то проценты. И в общем-то, на уровне зарплаты это радикально не отразится. У нас свой график повышения заработной платы, мы делаем это постепенно и, так сказать, по определенным категориям работников. К этому показателю мы не будем привязаны».
А еще возникает вопрос: если страховые взносы снизят, то откуда власти возьмут деньги, чтобы компенсировать выпадающие доходы? А это, как писали «Ведомости», может стоить казне до 1 трлн 750 млрд рублей в год. Сумма очень приличная даже для нашего профицитного бюджета. Можно рассчитывать, что при снижении налогов начнет обеляться серый сектор. И, соответственно, своими выплатами компенсировать. Но если взносы понизят, а компании не станут обеляться? С другой стороны, на кону — лояльность бизнеса и повышение доходов граждан. Возможно, стоит рискнуть, тщательно проработав.