Ассоциация туроператоров России направила премьеру Михаилу Мишустину обращение, оценив прямые потери примерно в 600 млн рублей
Российские ведомства и отрасли подсчитывают убытки от коронавируса. Федеральная таможенная служба отчиталась, что потери таможенных перечислений из-за снижения товарооборота с Китаем составляют 1 млрд рублей в день. Минтранс оценил потери перевозчиков более чем в 1,5 млрд рублей из-за прекращения авиасообщения с КНР. Несут потери и туроператоры — и просят вернуть за это деньги.
Между тем все опрошенные Business FM лицензированные гиды говорят, что закрытие границы на потоке их клиентов не сказалось. С китайцами они не работают уже два года, с тех пор как туристы из КНР в одностороннем порядке перешли на собственную закрытую экосистему: работают по серым схемам только со своими гидами. Также китайцы сами организуют для своих туристов экскурсии, транспорт, ночлег и общепит. А вот ресторанный бизнес перекрытие турпотока уже ощутил, говорит основатель платформы «Серый Мокко» Фан Фэй.
Фан Фэй основатель платформы «Серый Мокко» «Так как закрыта граница, то сейчас просто нет туристов, из-за чего некоторые китайские рестораны в Москве закрылись. Например, я один знаю — это ресторан «Тинь-Дао». Они объявили, что они на месяц закроют, потому что там, где они закупают овощи, тоже закрыто. Ресторан не может работать. Просто туристов нет, а если китайская кухня, то без них никак, поэтому закрылся».
Прикинули цифры и туроператоры: 600 млн рублей прямых убытков. По российским законам турбизнес не имеет права их компенсировать за счет туристов. Поэтому обращение с просьбой возместить убытки Ассоциация туроператоров России направила премьер-министру Михаилу Мишустину. Акцент делается на том, что никто не просит о компенсации упущенных доходов, только о возмещении прямых убытков.
Аргументация проста: вот министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что авиакомпаниям возместят их 1,5 млрд рублей из Резервного фонда. Чем мы хуже? Ситуацию комментирует первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
Владимир Канторович первый вице-президент Ассоциации туроператоров России «Дело в том, что в других отраслях промышленного народного хозяйства в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств государство отрасли помогает. Мы это видим на примере сельского хозяйства, когда это связано с санкциями, видим сейчас на примере авиакомпаний, которым государство помогает. Когда возникают форс-мажорные обстоятельства типа коронавируса, для авиакомпаний это форс-мажор по закону, а для туроператоров это не совсем форс-мажор, потому что при форс-мажоре авиакомпании, например, возвращают все деньги за вычетом фактически понесенных затрат. А туристическая компания возвращает все деньги без всякого вычета. Мы законодательно находимся почему-то в самом невыгодном положении, по разным правилам играем, хотя вроде в одной стране живем».
Относительные цифры прироста заболеваемости демонстрируют некоторый спад — каждый день выздоравливает в два раза больше людей, чем заболевает. Например, данные за 20 февраля: 996 новых зараженных, случаев выздоровления — 2068. Однако речи об открытии границ пока не ведется, недополученный доход туриндустрии еще может вырасти. В ассоциации говорят, что, если турпоток будет закрыт до конца марта, бизнес недополучит почти 3 млрд рублей, а если до конца лета, то более 31 млрд. Продолжает член президиума Альянса туристических агентств, генеральный директор туристической сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
Алексан Мкртчян член президиума Альянса туристических агентств, генеральный директор туристической сети «Розовый слон» «Я считаю, что надо в каждом случае по каждому конкретному туроператору разбираться персонально. Речь должна идти только о прямых убытках, потому что, когда наши любимые туроператоры начинают говорить о косвенных убытках, они умножают прямые в четыре, а то и в пять раз. Совсем недавно шла речь о каких-то 100 млрд рублей понесенных косвенных убытков. Сейчас все это до 600 млн уменьшается. Я вам скажу так, что примерно самые крупные туроператоры потеряли максимум именно в плане прямых убытков от 100 млн до 150 млн рублей. Все остальные потеряли еще меньше. Государство может компенсировать их двумя способами. Прямые выплаты пострадавшим, или есть более сложный путь — какие-то компенсации, то есть налоговые льготы, минимизация платежей в бюджет и так далее».
Эвакуация туристов из Китая проходила с 27 января по 9 февраля. По данным ассоциации, всех вывезли за свой счет — это 450 млн рублей. Вдобавок туристам возвращали деньги. Кроме тех, кого эвакуировали, были люди, купившие путевки в Китай и не полетевшие. Им было предложено два варианта: прямой возврат денег или перенос рейса на другое направление и другой срок, в те же Арабские Эмираты или Турцию. Треть туристов попросила возврат денег, в общей сложности это 150 млн рублей, остальные решили отдохнуть в других странах.