Ежегодный форум в Германии откроется 14 февраля: 40 глав государств и более 100 министров обороны и иностранных дел в течение трех дней будут обсуждать самые важные темы безопасности в мире — от войны в Ливии и Сирии до коронавируса
«Нужен ли Запад? И если да, в чем его роль?» — именно эти вопросы будут одними из главных на Мюнхенской конференции по безопасности. Ее девиз в этом году так и звучит — «Быть Западом».
После Brexit, выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, бесконечных споров по НАТО на Западе больше нет чувства того, что союзники бегут в одной упряжке. «Европа без компаса, США на пороге выборов, а Германия занята собой», — так состояние участников конференции описывает Der Tagesspiegel.
Например, канцлер Германии Ангела Меркель отказалась приехать в Мюнхен за четыре дня до конференции: из-за скандала на выборах в Тюрингии она потеряла преемницу. У нее сейчас, можно сказать, земля горит под ногами в своей партии, говорит политолог из Берлина Дмитрий Стратиевский: происходят очень серьезные процессы, и Меркель в ближайшие дни не до серьезных внешнеполитических вопросов.
Дмитрий Стратиевский политолог «Я не думаю, что отношения между Западом и Россией будут превалирующими в рамках этой конференции, есть более важные темы: отношения с Китаем, переформатирование отношений в ЕС после выхода Великобритании, президентские выборы в США. Россия будет, но не в центре внимания. Наверняка будет звучать тема обострения ситуации в Сирии в связи с фактически прямыми стычками между Россией и Турцией, но это не будет тема номер один. Что касается украинского конфликта, он сошел с первых полос газет. Сохраняется чувство тревоги, я даже говорю это не как политолог, а как обычный человек, проживающий в одной из европейских стран. Чувствуются, что сгущаются тучи, ситуация становится более сложная. Нельзя забывать, что в коридорах немецкой политики многие десятилетия, даже после объединения Германии, слово «геополитика» считалось бранным. Немцы, имея серьезный экономический вес в ЕС с самого начала, не желали на себя брать крупные внешнеполитические обязательства. Сейчас в Германии приходит понимание, что в новом ЕС без Великобритании придется на себя брать повышенные обязательства».
Больше всего в Мюнхене ждут речь президента Франции Эммануэля Макрона. Он впервые приедет на конференцию. Как пишет Die Welt, Макрон стремится сделать Европу более независимой от сверхдержавы — США. После выхода Великобритании из Евросоюза Франция теперь единственная страна в ЕС, у которой есть ядерное оружие: 300 ядерных боеголовок, третье место в мире после России и США. Комментирует эксперт по безопасности и контролю за вооружением Фонда экономики и политики Вольфганг Рихтер.
Вольфганг Рихтер эксперт по безопасности и контролю за вооружением Фонда экономики и политики «Я думаю, после Brexit вновь встанет вопрос, что такое европейская безопасность и оборона. Франция теперь единственная страна в Евросоюзе, у которой есть ядерное оружие. И Макрон предложил диалог о роли Франции в обеспечении безопасности Европы. Это усиливает наши позиции, особенно в связи с тем, что США все больше показывают свою независимость и автономию. Я думаю, Макрон будет продвигать эту тему среди своих европейских партнеров. Мне кажется, его речь станет главной на Мюнхенской конференции».
На конференцию по традиции приедет генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и госсекретарь США Майк Помпео. Впервые конференцию посетят премьер-министр Канады Джастин Трюдо, президент Украины Владимир Зеленский и основатель Facebook Марк Цукерберг — он будет говорить о цифровой безопасности. Пригласили в этом году — и тоже впервые в истории конференции — Северную Корею, но в самый последний момент Пхеньян от визита отказался.
Российскую делегацию в Мюнхене представит министр иностранных дел Сергей Лавров. Как написала Deutsche Welle, в мюнхенском докладе Россию по-прежнему называют «вызовом Западу», но отмечают, что в 2019 году, «не имея сильных козырей», Москва сумела добиться ряда внешнеполитических побед: восстановить полноценное членство в Парламентской ассамблее Совета Европы, продать системы ПВО С-400 члену НАТО Турции и зацементировать свой статус «основного игрока» на Ближнем Востоке.