Они обсудят план восстановления экономики стоимостью свыше 7 трлн рублей.07:20 (мск) Динамика развития ситуацииРоссияМирПо данным Роспотребнадзора/JHU CSSE на 07:33 MSK, 02.06Инфицировано414 878+9 03519.05
926320.05
876421.05
884922.05
889423.05
943424.05
859925.05
894626.05
891527.05
833828.05
837129.05
857230.05
895231.05
92681.06
903519.051.06Скончалось4 855+16219.05
11520.05
13521.05
12722.05
15023.05
13924.05
15325.05
9226.05
17427.05
16128.05
17429.05
23230.05
18131.05
1381.06
16219.051.06Выздоровело175 877+3 99419.05
592120.05
926221.05
728922.05
714423.05
811124.05
536325.05
549926.05
1233127.05
1107928.05
878529.05
826430.05
821231.05
44141.06
399419.051.06Инфицировано6 270 758+100 20219.05
9021820.05
9405921.05
9956522.05
10694923.05
10750024.05
8444625.05
11131726.05
8722527.05
9555728.05
10270229.05
11847330.05
11635631.05
1337941.06
10599519.051.06Скончалось375 632+3 53319.05
338620.05
480421.05
478922.05
484423.05
521924.05
366625.05
312626.05
128527.05
424428.05
520429.05
472330.05
457331.05
41811.06
287019.051.06Выздоровело2 697 094+54 90619.05
5635520.05
021.05
20755722.05
5164223.05
10735124.05
4461125.05
6342026.05
7129527.05
5408528.05
6062729.05
6713830.05
7679531.05
662521.06
7507719.051.06 Идёт загрузка
7,3 трлн руб., цифровизация экономики, снижение административных барьеров для бизнеса, запуск инвестпроектов и импортозамещение — так правительство собирается восстанавливать российскую экономику после коронакризиса. «Ведомости» ознакомились с копией плана действий, который правительство внесло 1 июня в Кремль. Подлинность документа подтвердил федеральный чиновник.
По словам участвовавших в разработке плана чиновников, он уточнялся еще ночью и даже утром в день отправки президенту. Во вторник Владимир Путин обсудит документ с премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Цена восстановления экономики — 7,3 трлн руб. за 2020−2021 гг. — снизилась по сравнению с предыдущей версией документа на 700 млрд (например, уменьшилась помощь регионам и отраслям).
Бюджету поддержка экономики обойдется примерно в 5 трлн руб. в виде расходов и недополученных доходов.
В частности, на социальную поддержку правительство собирается потратить свыше 700 млрд, на помощь малому и среднему бизнесу — 1,3 трлн, различным отраслям будет выделено 500 млрд, регионам — 350 млрд. Еще 2,2 трлн руб. составят инвестиции в инфраструктуру, в том числе внебюджетные. В общую «смету» входят траты и на ранее одобренную помощь населению и бизнесу, а значительная часть расходов, например, закупки почти на 1 трлн оборудования и машин, уже были предусмотрены нацпроектами, но их оплатят с опережением графика. Новых масштабных мер поддержки населения в этом году планом не предусмотрено, но помощь правительство намерено сделать более адресной.
План рассчитан до конца 2021 г. К этому моменту российская экономика должна начать расти на 2,5%, должны увеличиваться реальные доходы населения, безработица — снизиться до 5%. Минэкономразвития в официальном прогнозе ждет, что за 2020 г. экономика упадет на 5%, в 2021 г. произойдет отскок и ВВП вырастет на 2,8%, а в 2022 и 2023 гг. рост ускорится до 3 и 3,1% соответственно.
Помешать восстановлению могут многочисленные риски, пишет правительство: прекращение мер поддержки занятости и формирование следом «навеса» безработицы в пострадавших отраслях, снижение доходов и платежеспособного спроса, сокращение инвестиционной активности, резкий рост «плохих» долгов.
Удар коронакризиса (падение ВВП во II квартале на 9,5%, реальных располагаемых доходов населения — на 6%, всплеск безработицы и неполной занятости и т. д.) уже привели к более медленному достижению целей, установленных в майском указе Путина, говорит человек, участвовавший в разработке плана.
Но правительство видит в кризисе и возможности. Например, развитие новых форм занятости и обучения повышает гибкость рынка труда и образования. Переход на удаленную работу и самоизоляция ускорили цифровизацию. Усилились стимулы для импортозамещения и упрощения административных процедур.
Представитель Минэкономразвития переадресовал вопросы «Ведомостей» в правительство, а представители правительства и первого вице-премьера Андрея Белоусова, отвечавшего за подготовку плана, не ответили на них.
Помощь по адресу
Правительство предложило создать социальное казначейство — систему, которая повысит адресность и эффективность социальной поддержки на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном. Последние годы доля социальных выплат в доходах населения превышает 19% — это максимум и в постсоветский, и в советский период (данные Росстата доступны с 1970 г.).
В России существует около 100 различных пособий и соцвыплат, на них тратится порядка 3% ВВП, но тратится неэффективно: из 1 руб. до бедных доходит лишь 25 коп.
Остальное достается тем, кто в помощи и не нуждается, а доля адресных пособий в доходах беднейших людей в среднем не превышает 2%, оценивали эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института Минфина.
Чтобы выявить тех, кому действительно нужна помощь, будет установлен единый подход к определению состава семьи и доходов людей, введена методика расчета среднего дохода на семью. Такая система уже частично работает, рассказывает федеральный чиновник, большая часть выплат семьям с детьми до 16 лет (по 10 000 руб.) была доведена до людей всего за день.
Безработным (с 1 апреля к 27 мая их число уже выросло с 720 000 до 1,9 млн человек), правительство предлагает помогать быстрее трудоустроиться, сделав более гибким Трудовой кодекс. Сейчас слишком сложно и расстаться с сотрудником, и нанять его на короткий срок, жалуется предприниматель из сферы общепита, поэтому растет и теневая занятость. Правительство предлагает разрешить переводить сотрудников (в том числе госслужащих) на удаленную работу, предусмотреть минимальную часовую ставку, чтобы можно было нанять человека ненадолго и на неполный рабочий день, ввести срочный трудовой договор до года, который можно продлевать.
Многие работодатели уже решили оставить сотрудников на дистанционном режиме работы до осени, а некоторые даже до 2021 г.
По данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, полностью или частично в удаленном режиме трудятся 26% работников, тогда как до пандемии их было только 17%.