Курс рубля понемногу успокоился, нефть подросла, американский рынок открылся ростом. Что будет дальше с российской валютой и какие механизмы помогают удерживать курс?
В понедельник 9 марта, когда в России был выходной, от многих наблюдателей исходили мрачные прогнозы: в первый будний день, когда откроется Мосбиржа, будет паника, шок, обвал. Наша площадка действительно открылась падением. Но потом все понемногу стабилизировалось, и к вечеру падение замедлилось.
Затем проснулись американцы и открылись ростом. Bloomberg процитировало аналитиков, которые надеются, что худшее уже позади. Подрастала нефть. Рубль, который обвалился вслед за углеводородами, также постепенно пошел вверх — что, собственно, и ожидали те, кто наблюдал за происходящим без лишних эмоций. Что будет с нацвалютой дальше? Мнение инвестиционного стратега «ВТБ Мои инвестиции» Станислава Клещева.
Станислав Клещев инвестиционный стратег «ВТБ Мои инвестиции» «Мы ожидаем, что рубль в ближайшее время будет стабилизироваться. К концу года мы видим более низкие значения по курсу доллара США. Полагаем, что он опустится в районе 70 рублей. Этому будет способствовать восстановление цен на нефть. Рассчитываем, что к концу года может произойти восстановление в рамках 45 долларов за баррель, и это несомненно окажет поддержку курса национальной валюты».
ЦБ еще на выходных сообщил, что на месяц приостанавливает закупки валюты. А Минфин объявил, что будет продавать валюту, исполняя бюджетное правило. Эти два действия и являются стабилизирующими механизмами, позволяя курсу рубля не зависеть от цены на нефть. Исключая, конечно, обвалы, вроде того, что произошел в понедельник.
Суть в том, что когда цена на нефть высокая, все, что выше 42 долларов за баррель, идет в наши резервы. То есть валюту, полученную за проданные углеводороды, автоматически выводят с рынка. Это позволяет рублю не укрепляться. А в таких случаях, как сейчас, финансовые власти, наоборот, насыщают рынок валютой, что позволяет рублю не падать слишком глубоко. Поэтому, вполне ожидаемо, что курс доллара вряд ли будет далеко выходить из коридора в 60-70. Это правило было создано для того, чтобы наполнять нашу «кубышку». Но оно же и стабилизирует нацвалюту, объясняет главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич.
Богдан Зварич главный аналитик Промсвязьбанка «Механизм действительно позволил снизить зависимость динамики рубля от цен на нефть, что называется, как в положительную сторону, так и в отрицательную. То есть как при ослаблении рубля, так и при его укреплении. В какой-то момент бюджетное правило сдерживало укрепление национальной валюты. Но в текущий момент оно сыграет в пользу рубля именно за счет того, что Центробанк будет предлагать на рынке иностранную валюту. Соответственно, предложение валюты будет повышенным и поддержит рубль».
Этот механизм — дитя 2014 года, когда ЦБ отпустил рубль в свободное плавание, а потом начал пополнять наши истрепавшиеся резервы. То есть можно сказать, что мы уже расплатились за колебания курса. В том числе двузначной инфляцией в 2015-м. Сейчас в Минэкономики прогнозируют, что прошедший обвал может сказаться на потребительских ценах. Но есть мнение, что они уложатся в 4-4,5% — в отличие от кризиса пятилетней давности, подорожание будет точечным.
Например, могут повыситься цены на лекарства. Об этом ТАСС сообщили в российской Ассоциации аптечных сетей, попутно заметив, что 90% препаратов, которые производят у нас, зависят от иностранных субстанций. В наших продуктах тоже есть заграничные ингредиенты. Но известно, что больше на стоимость еды влияют цены на бензин. А тут действует другой механизм. Его смысл в том, что компании, поставляющие на внутренний рынок топливо, получают компенсации из бюджета. Таким образом, бензиновые цены, как и рубль, тоже в свое время отвязали от стоимости нефти. И больше «связываться» ни у кого желания нет.