Сфера услуг из-за паники вокруг коронавируса и ограничений пострадала в первую очередь. Низкая посещаемость и проблемы с арендой угрожают бизнесу
Рестораны и торговые центры закрыты не будут, об этом заявили в московской мэрии. Тем временем рестораторы один за другим публикуют воззвания о помощи.
Краснодарский бизнесмен, основатель нескольких сетей ресторанов Алексей Пак, как и все, столкнулся с резким оттоком клиентов и падением выручки. Пробовал общаться с арендаторами, но у них позиция незыблемая: вы, может, и в минусе сейчас, но вы же что-то заработали, так будьте любезны оплатить аренду. И предприниматель, который не верит, что паника быстро кончится (а на юге она по большому счету еще и не начиналась), готов к закрытию своих ресторанов. Лучше пересидеть и не копить долги, говорит Алексей Пак.
Алексей Пак ресторатор «Я, например, буду закрывать нерентабельные рестораны, это однозначно. Все, и сокращать касты. Больше я других вариантов сейчас не вижу, потому что потребитель напуган и эта паника бьет по трафику, по выручке. Нет выручки — нет и выполнения обязательств. А долги копить бессмысленно сейчас. В этой ситуации легче свернуть бизнес, расплатиться по долгам, если будет ситуация ухудшаться. Ну и просто переждать, пока это все пройдет».
Официальных приказов о закрытии ресторанов в России нет. А в Москве сообщили, что и не будет. Но Business FM, общаясь с бизнесменами, все чаще и чаще слышит: пусть лучше государство нас закроет. Тогда можно со спокойной душой прийти к партнерам и, имея в кармане форс-мажорные обстоятельства, спокойно договориться. И это будет самым железным аргументом при разговоре с властями.
Рестораторы сейчас и так один за другим взывают о помощи. Анастасия Татулова, основатель сети семейных кафе «Андерсон», обратилась к правительству 23 марта. На следующий день открытое письмо опубликовал основатель и совладелец сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров. «Это не апокалипсис и не фантазия. Это жестокая реальность», — написал бизнесмен. Вот что Михаил Гончаров сказал в интервью Business FM.
Михаил Гончаров основатель и совладелец сети ресторанов «Теремок» «Речь именно о поддержке, о возможности предприятий продолжать работу для того, чтобы давать людям рабочие места. Оборот у нас конкретно упал в 2,2 раза, это полностью и кардинально меняет всю модель бизнеса, всю экономику. И, безусловно, речь пойдет о сокращении рабочих мест, если такого рода обороты будут идти достаточно долго, иначе просто быть не может. Поэтому речь идет о том, чтобы, когда это падение закончится, можно было восстановиться».
Сфера услуг из-за паники и ограничений пострадала в первую очередь. Люди боятся ходить в рестораны, в парикмахерские. А если говорить о фитнес-центрах, то тут уже в прошедшем времени — боялись, их официально закрыли. Бизнес предупреждает, что придется увольнять сотрудников. О своей ситуации рассказывает основатель I Love Running Family Максим Журило.
Максим Журилооснователь I Love Running Family «Если говорить про спортивные школы, то, к сожалению, в Москве сейчас закрыты все спортивные объекты. В Московской области тоже, и по России они, видимо, закроются в ближайшее время. Соответственно, деятельность тоже там практически приостановлена. Люди, которые работают в этой индустрии, они остаются без достаточной загрузки. Либо вообще без нагрузки. Мы индивидуально решаем вопрос с каждым сотрудником, но в целом, естественно, так как деятельности практически нет или она сведена к минимуму, то будут необходимые меры. Но мы пока держимся».
Все собеседники радиостанции упоминают Европу, где все закрыли и пообещали помощь. Хотя, надо оговориться, пока только пообещали. В том числе и прямые выплаты сотрудникам, оставшимся без работы. Возможно, прямая помощь — не самый лучший выход. А вот льготы и компенсации компаниям (так, например, хотят сделать в Англии) помогут сохранить бизнес, работников и дадут шанс восстановиться после того, как пандемия пройдет.
В том числе это касается и аренды. В Москве там, где помещения сдает государство, отсрочку по арендной плате уже утвердили. Но с частными собственниками разговаривать куда сложнее. Они ведь тоже рискуют потерять доходы. А вот еще один пример из рассказов бизнеса: арендатор, в данном случае торговый центр, в разговоре с ресторатором высказался в духе «на что вы жалуетесь, посещаемость ТЦ не упала». Вот только люди бегут в этот центр за гречкой и макаронами. А пробегая мимо ресторанов и салонов красоты, скорость наверняка увеличивают.