Из-за малого бизнеса — большой финансовый кризис?

0
605

Moody’s прогнозирует удвоение проблемных кредитов в банках, а JPMorgan ожидает, что текущий кризис перерастет в глобальный финансовый. Как из-за остановки малого и среднего бизнеса у банков могут возникнуть большие проблемы?

Из-за малого бизнеса — большой финансовый кризис?

Малый и средний бизнес встал. Закрыты торговые центры, и владельцы магазинов, которые арендуют там площади, не хотят платить арендную плату за простой. А значит, владельцы коммерческой недвижимости не смогут расплачиваться по кредитам с банками.

Еще хуже дела у туроператоров: они не только не могут привлекать новые деньги — их клиенты требуют вернуть деньги за то, что уже было продано ранее. Это касается и авиаперевозчиков. А еще не работают рестораны, фитнес-клубы, салоны красоты и другие бизнесы. Все это вызовет рост безработицы и сокращение доходов домохозяйств, что нанесет ущерб в том числе и банкам.

В итоге Moody’s прогнозирует рост проблемных кредитов банков до 20% от кредитного портфеля. Причем проблемы с выплатами по кредитам возникнут не только у компаний, но и у работников, ведь у многих доходы уже упали до нуля, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

Из-за малого бизнеса — большой финансовый кризис?

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Уровень безработицы мы скоро увидим, но понятно, что это, скорее всего, будет реально не сотни тысяч человек, а счет пойдет на миллионы. Что касается проблемы с кредитными каникулами, по результатам третьего обращения будет, видимо, поднят порог максимального значения по кредитам, которые попадают под кредитные каникулы. Но все это, безусловно, ударит по банкам. Кредитные каникулы — это значит, что люди не платят. А каникул по вкладам никто не объявлял. То есть платежи по ипотеке, по потребительским кредитам, по картам банкам идти не будут, а они должны проценты по вкладам исправно платить. Согласитесь, определенная несправедливость, которая может быть восстановлена, и это необходимо сделать для повышения стабильности банковского сектора. Очень бы не хотелось банковского кризиса».

По расчетам JPMorgan, коронавирус станет причиной финансового кризиса в Европе и США уже в июле этого года. Похожий прогноз опубликовали и аналитики Goldman Sachs. Полноценный финансовый кризис — это когда проблемы с выплатами носят системный характер. И при его развитии банки точно пострадают, в том числе и в России. Хотя этот кризис российские власти могут встретить весьма подготовленными: все-таки удалось накопить подушку безопасности на 18 трлн рублей.

Поскольку заметная часть предприятий малого и среднего бизнеса не могут вести свою работу из-за карантина, возможно, стоило бы сейчас помочь бизнесу, чтобы падение не было таким сильным? Комментирует начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли Олег Абелев.

Олег Абелев начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли «Ясно, что больше всего пострадает сфера услуг, та, которая напрямую контактирует с потенциальным потребителем. В первую очередь поддержка нужна тут. Те меры, которые связаны с льготами малому бизнесу, ИП, отсрочка соцвзносов, налоговые каникулы — это все как раз звенья этой цепи. Только пока все эти меры носят точечный характер, то есть не придают ощущение масштабности — по аналогии с США, где ФРС просто взяла и залила ликвидностью рынок, правда, в ущерб инфляции. Судя по всему, 2020 год будет рекордный для США за многие десятилетия по уровню инфляции, тем не менее, выбора не было. Здесь уровень поддержки точечный. Порой читаешь — Союз автомобильных дилеров обращается к премьеру, чтобы разрешить, чтобы работали автосервисы. Ягодный союз обращается к премьеру, чтобы разрешить миграцию рабочих, чтобы они собирали ягоды. Есть ощущение какой-то точечности. Вот если бы была какая-то масштабная программа поддержки, пускай не на все 18 трлн, а на какую-то часть… Возможно, мы ее и дождемся».

Минфин 8 апреля признал несостоявшимся аукцион по размещению облигаций федерального займа — не было приемлемых цен. Конечно, экстренной необходимости занимать у Минфина нет. Но все-таки новые размещения поддерживают ликвидность на рынке. Да и в случае полномасштабного финансового кризиса лучших цен на рынке и не будет. Хотя некоторое улучшение может произойти, если страны — экспортеры нефти договорятся о сокращении добычи. Онлайн-встреча ОПЕК+ пройдет 9 апреля. Но есть риск, что все позитивные ожидания уже в цене.

В Сбербанк за полторы недели поступило всего около 200 заявок на кредиты под 0% годовых от малых и микропредприятий и ИП для выплат зарплат сотрудникам. Об этом рассказал РБК заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов. По его словам, такое число заявок обусловлено тем, что не все компании обращаются за поддержкой, потому что у них могут быть свои ресурсы на выплату зарплат.

Попов пояснил, что такой кредит выдается сроком на один месяц. «Если, допустим, пандемия продолжится и у компании снова появятся проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам, то она снова обращается за кредитом на зарплаты в мае», — сказал он. При этом банк может отказать в кредите, если за это время численность сотрудников сократилась более чем на 15%.