Число больных коронавирусом в России превысило шесть тысяч человек, а по миру в ближайшие дни достигнет 1,5 млн. О чем говорит динамика пандемии?
В России зафиксирован резкий скачок числа выявленных носителей коронавируса — с 600 новых случаев в сутки в последние дни предыдущей недели до почти тысячи диагнозов в понедельник. Эпицентром вспышки остается Москва и окрестности — в столице сконцентрировано более 70% всех российских носителей, и только в этом регионе их количество исчисляется тысячами, а не сотнями, как в Санкт-Петербурге, или десятками или единицами, как в остальных регионах.
Значимый показатель — рост заболеваемости молодых россиян. Как сообщили в оперативном штабе Москвы, почти 85% новых диагнозов поставлено людям младше 65 лет, а почти половина — людям младше 45. Это можно назвать даже хорошей новостью. Как мы знаем по странам, где инфекция пошла «по верхам», заболеваемость пожилых людей приводит к пугающим показателям смертности: например, в Италии, где 70% выявленных носителей старше 50 лет, летальность превышает 12%; а в Германии, где подавляющему большинству пациентов меньше 60, показатель держится в районе 1,5%. Тем не менее это не значит, что молодежь может расслабиться, заявил глава ВОЗ Тедрос Гебреисус.
«Чем дальше, тем больше мы понимаем, что, хотя опасность для пожилых людей наиболее высока, молодых вирус тоже не щадит. Данные из многих стран свидетельствуют о том, что значительная часть пациентов, которым требуется госпитализация, младше 50 лет. Я призываю молодых людей осознать, что вы не неуязвимы. Из-за вируса вы можете на несколько недель попасть в госпиталь или даже умереть».
Привлекает внимание и статистика российского тестирования: по данным Роспотребнадзора, в стране проведено более 700 тысяч исследований на коронавирус, при этом выявлено только шесть тысяч заболевших. Это более 120 тестов на один положительный — рекордный показатель среди стран, где проведено более 100 тысяч исследований. Например, в США положительным оказывается каждый пятый тест, а во Франции каждый четвертый.
Объяснить это можно разными способами. Во-первых, тесты «Вектора» обвиняли в низкой точности — может быть, есть огромное количество ложноотрицательных результатов? Кроме того, известно, что в России и диагноз, и выздоровление подтверждают несколькими пробами: быть может, у нас не один на 120, а один на 30 — вполне реалистичный показатель? Правда, на сайте Минздрава указано, что в России не «проведено более 700 тысяч исследований», а проверено более 700 тысяч человек. Такое противоречие между данными двух ведомств приводит ко второй гипотезе: власти преувеличивают число проведенных тестов, оттуда и аномальный показатель, однако подтверждения этому нет. Наконец, есть и прямолинейное объяснение — Россия начала тестировать раньше и больше, поэтому выявляются почти все случаи — а оттуда и медленный рост вспышки, и низкая летальность.
В Японии, где также аномально медленный рост числа зараженных и сравнительно низкая двухпроцентная летальность, первая сотня заболевших появилась еще в середине февраля — на месяц раньше, чем в России, а к понедельнику на островах было зафиксировано менее четырех тысяч случаев. О причинах успеха Японии рассказывает старший корреспондент ТАСС в Токио Игорь Беляев.
Игорь Беляев старший корреспондент ТАСС в Токио «Главная тактика, которую предпринимали японские власти, — это выявление кластеров, очагов заболевания и отслеживание цепочек зараженных. Первый серьезный звоночек для японцев, первая вспышка была в марте на Хоккайдо. Там впервые для Японии был объявлен режим локального ЧС, и, как показывает текущая статистика, сейчас там практически не фиксируется новых случаев. Во многом японские власти также рассчитывают на сознательность местного населения. К примеру, последние две недели губернатор Токио Юрико Коикэ призывала местных жителей по вечерам не выходить на улицу. И мы воочию могли убедиться, что на выходных в центре Токио и по всему городу было намного меньше людей. Многие рестораны добровольно прекращали работу, понимая, что продолжение работы может обернуться очень негативными последствиями».
Еще одним фактором японского коронавирусного чуда могли стать особенности культуры — японцы традиционно внимательны к личному пространству и предпочитают сопровождать «конничива» не объятиями и рукопожатием, а поклоном.
Правда, сейчас вспышка в стране набирает обороты: в субботу вирус нашли более чем у 500 японцев, поэтому со вторника в стране объявлена чрезвычайная ситуация. Правда, даже в режиме ЧС призывы властей закрывать бизнес и не выходить на улицу останутся рекомендациями.
Тем временем продолжает ухудшаться ситуация в Нью-Йорке — к вечеру воскресенья в городе было выявлено более 60 тысяч носителей вируса, почти 5% из них уже погибли. При существующих темпах заражения число больных в США удваивается примерно каждые шесть дней. И хотя динамика постепенно улучшается, уже сейчас вирусом заражен почти каждый тысячный житель США — это мировой рекорд. О причинах кризиса рассуждает обозреватель Deutshe Welle Пабло Элиас.
«В стратегических решениях Трампа разобраться бывает непросто — в особенности по коронавирусу. Мы наблюдали, как он противоречил сам себе и опровергал рекомендации медицинских ведомств во время пресс-конференций. На выходных он предупредил американцев, что страну ждет «много смерти», но одновременно сказал, что хочет, чтобы люди как можно скорее вернулись к работе, хотя всем понятно, что кризис продлится дольше пары недель. Ранее он посоветовал всем использовать антималярийный препарат, хотя его же советник по вопросам здравоохранения Энтони Фаучи настаивает, что эффективность гидрохлорохина не доказана. При этом Трамп отказывается носить маску, хотя рекомендует ее использование для всех американцев. Все очень странно, стратегия совершенно непонятна».
Более понятную стратегию еще в середине марта избрали страны Европы — все закрыть и перетерпеть. Эффективность подхода можно констатировать с уверенностью — по итогам нескольких недель жесткого карантина Испания, Италия и Германия почти каждый день фиксируют падение заболеваемости.
Если говорить о летальности, то наивысший показатель наблюдается в Италии — 12% от числа выявленных случаев, но это связано в первую очередь с крайне высокой долей пожилых носителей и ограниченностью тестирования. При этом даже для Италии 15 тысяч погибших за месяц — это всего лишь 30% от стандартной месячной смертности в стране.
Число носителей коронавируса по всему миру с начала апреля выросло в полтора раза — с 800 тысяч до 1 млн 200 тысяч за шесть дней. При этом экспоненциальный рост пока сменился арифметическим. По данным Института Джона Хопкинса, в прошлый вторник по всему миру было поставлено почти столько же диагнозов, сколько в это воскресенье.