Доктор исторических наук заступился за автора раскритикованного Путиным учебника

0
357

После критики президента Путина, историки предложили уделить Сталинградской битве больше места в школьных учебниках. Вместе с тем один из них заступился за авторов пособия «История России и мира» для 11 класса редакции 2013 года, которое в Минпросвещении решили убрать из учебных учреждений за скудное описание исторических событий, на которое ранее обратил внимание президент. Эксперт объяснил: иногда авторы вынуждены сокращать материал из-за ограничений по объему учебника.

Доктор исторических наук заступился за автора раскритикованного Путиным учебника

Критиковать авторов учебников по истории за скудное описание тех или иных исторических событий не стоит, так как зачастую они сталкиваются с жесткими ограничениями по объему пособия и не могут дать детальное описание. Об этом «Газете.Ru» заявил доктор исторических наук Олег Назаров.

27 апреля в Минпросвещения заявили, что в ходе проверки выявили учебник «История России и мира» для 11 класса под редакцией Олега Волобуева 2013 года, в котором «крайне слабо отражаются события Сталинградской битвы».

«Я Олега Владимировича знаю лично, он — квалифицированный историк. Тут необходимо иметь в виду общую проблему авторов таких учебников, им нужно очень лаконично изложить информацию. Если тебе дается на Сталинградскую битву несколько абзацев, то тебе необходимо уложиться», — сказал Назаров «Газете.Ru».

Сам доктор исторических наук, почетный профессор МГОУ Олег Волобуев пояснил, что его учебник предназначался для выпускных классов и обобщенное описание Сталинградской битвы было направлено на повторение уже пройденного материала.

«Раздел о Сталинградской битве там, действительно, дан кратко. Но это не значит, что в нем нет основных моментов. Речь не идет о том, что мы стремились дать эту тему в каком-то усеченном виде. Учебник проходил экспертизу, и к нему не было претензий. Получается, надо ставить вопрос о том, что что-то было не в порядке с самой экспертизой?», — посетовал он.

Историки между тем убеждены: Сталинградская битва заслуживает большего объема, даже если материал дается для повторения.

«Ей надо бы уделять побольше внимания — особенно в старших классах, когда дети уже более осознанно воспринимают материал, и когда информация закрепляется на более фундаментальном уровне, чем в начальной школе», — сообщила «Газете.Ru» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Сенявская.

«Битва продолжалась 200 дней и проходила в два этапа: оборонительный и наступательный. В сражении принимали участие не только германские военные, но и армии Италии, Венгрии, Румынии, Хорватии. Одни события 23 августа 1942 года, когда произошла самая «варварская» бомбардировка города и погибло 40 тыс. человек, масштабнее чем многие другие войны.

Поэтому нужно посвятить этому отдельную главу под названием «коренной перелом войны» — дать Сталинградскую и Курскую битву. Необходимо реструктуризировать сами учебники и учебный процесс. На примере Сталинградской битвы можно показывать и героизм, и потери, и масштаб войны, — отметил Назаров.

Между тем в Минпросвещения уже запланировали полностью заменить учебники по истории 2013 года под редакцией Олега Волобуева.

Это произойдет со следующего учебного года, сообщил глава ведомства Сергей Кравцов.

Вместе с тем министерство вместе с депутатами Госдумы уже подготовило пакет поправок в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые позволят усилить контроль качества учебников в колледжах.

«Надеюсь, что законопроект будет принят, и со следующего учебного года во всех колледжах будут те учебники истории, в которых не будет тех фактов, о которых говорил наш президент», — цитирует Кравцова ТАСС.

Массовые проверки учебников по истории начались после того, как 21 апреля 2021 года в ходе послания президента России Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что с удивлением читает некоторые учебники по истории, в которых нет информации о Сталинградской битве. Президент поинтересовался, кто пишет и кто пропускает такие учебные пособия.