Rosneft Trading — швейцарская «дочка» «Роснефти». Санкции связаны с транспортировкой венесуэльской нефти. Головной компании ограничения не касаются
Акции «Роснефти» на Мосбирже 18 февраля рухнули в моменте почти на 5% после сообщения о введении США санкций в отношении Rosneft Trading, сообщает РБК. Впоследствии бумаги отыграли часть потерь, закрыв торговый день снижением в пределах 3%. В «Роснефти» решение о санкциях США в отношении ее швейцарской «дочки» назвали произволом, сообщает ТАСС.
Как сообщила американская администрация, распоряжение о санкциях отдал лично Дональд Трамп. Госсекретарь США Помпео обсуждал эти санкции с главой российского МИД Сергеем Лавровым на встрече на полях конференции по безопасности в Мюнхене, сообщил журналистам источник в Белом доме.
Вашингтон предоставит странам и компаниям 90 дней на завершение сделок с Rosneft Trading, которую Минфин США внес в санкционный список за транспортировку венесуэльской нефти. В Управлении по контролю над иностранными активами пояснили, что блокирующие санкции не распространяются на саму «Роснефть» и касаются лишь ее швейцарского трейдера.
Новые санкции вводятся не только в отношении Rosneft Trading, но и главы компании Дидье Касимиро, который занимает также пост вице-президента «Роснефти» и входит в состав ее правления. Business FM обсудила новые санкции с главным стратегом ИК «Универ Капитал» Дмитрием Александровым.
— Пока нет полного понимания, в отношении чего санкции в итоге вводятся. Грубо говоря, изначально, когда новость появилась, было ощущение, что вообще все торговые операции в итоге будут заблокированы по большому счету. Последующие пояснения показали, что речь не идет об этом, и это еще один маленький шаг, потому что санкции, мы видим, вводятся постепенно, поэтапно, по чуть-чуть. Каждая вроде бы не очень страшная, но постепенно они становятся все более серьезными, а крупные вводятся изредка, но точечно, часто даже вовремя. Это касается не только «Роснефти», это в общем и целом видно по американской санкционной политике последнего времени, не только в отношении российских даже компаний и российских проектов. На сегодняшний день из того, что было раскрыто, нет намерения заблокировать всю торговую активность «Роснефти».
— Самой «Роснефти» санкции не грозят, но акции ее очень бурно отреагировали на новость.
— Да, в первый момент, пока не было понятно, о чем идет речь, как раз и было сильное падение. Потом, когда вышло пояснение о том, что санкции не затрагивают головную компанию, произошел довольно сильный откат котировок, то есть порядка минус 2,5% было закрытие, грубо говоря, половина падения была отыграна.
— Официально швейцарский трейдер попал под санкции за транспортировку венесуэльской нефти, как сказано в Вашингтоне, но «Роснефть» не раз заявляла, что она продает «черное золото» со своих месторождений в этой стране. За что тогда ее наказали?
— Собственно, именно за это. Если смотреть ленту Bloomberg, то там прямым текстом и приводится цитата, что «Роснефть» является опорой венесуэльского нефтегазового сектора, то есть это прямое давление за то, что «Роснефть» работает в Венесуэле. Тут никаких иллюзий нет, и именно это создает определенное напряжение, ощущение того, что давление будет продолжаться, эти санкции не последние.
— Что касается Дидье Касимиро, вице-президента «Роснефти» по переработке нефтехимии, коммерции и логистике, он же возглавляет Rosneft Trading, лично против него тоже собираются ввести санкции. В Вашингтоне заявили, что снимут санкции, если люди из списка, в том числе и Касимиро, поддержат демократию по-американски в Венесуэле. Как они себе это представляют?
— Для меня это очень больно слышать, потому что это полная дискредитация самого термина «демократия», к сожалению, и тут комментировать нечего, и это очень печально.
— Понятно, что вряд ли Дидье Касимиро будет делать какие-то заявления или шаги?
— Естественно, это просто прямой шантаж, который, к сожалению, еще использует слово «демократия». И это хуже всего.
«США непреклонны в решимости предотвратить разграбление нефтяных активов Венесуэлы коррумпированным режимом Мадуро», — заявил глава Минфина США Стивен Мнучин.
Санкции в отношении швейцарского трейдера «Роснефти» вряд ли сильно ударят по головной российской компании. Такое мнение высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности «Тут вопрос в том, что это скорее предупреждение было со стороны Соединенных Штатов «Роснефти», США сейчас не могут безболезненно для своих союзников убрать вообще всю, по сути, нефть «Роснефти» с мирового рынка. Они не могут распространить санкции на головную компанию, не могут ее заблокировать, потому что мировой рынок этого не переварит. «Роснефть» фактически экспортирует половину нефти, Россия — второй в мире экспортер нефти, поэтому это будет кризис на мировом рынке, санкции просто не смогут соблюдать. Это ударит очень сильно по Европе. США, понимая это, не идут на блокирование всей «Роснефти». Они конкретно компанию дочернюю Rosneft Trading подводят под санкции, дают 90 дней, чтобы отказаться от сотрудничества с этой компанией всем ее контрагентам. Плюс к тому, может быть, как мы помним на примере Ирана, еще дальнейшая отсрочка для каких-то игроков. И за весь срок «Роснефть» должна создать еще одну любую другую компанию, может быть, «Роснефть Трейдинг — 2», они ее сделают и просто все контакты переведут на нее. То есть просто конкретную компанию блокируют и указывают «Роснефти», что ни один баррель венесуэльской нефти не должен больше под флагом «Роснефти» выйти из этой страны».
В сообщении американского министерства говорится, что санкции не являются необратимыми. «Мы рассмотрим отмену санкций в отношении лиц, которые примут конкретные, значимые и поддающиеся верификации шаги в поддержку демократического строя в Венесуэле», — отметили в Минфине.