Талибам досталась боевая авиация Афганистана. Что они смогут с ней сделать?

0
23

Афганская армия, буквально растаявшая под натиском талибов (в России эта организация признана экстремистской и запрещена), оставила им большое количество различного вооружения и военной техники. Талибам достались десятки легких бронемашин и грузовиков, сотни единиц стрелкового оружия. Но, возможно, самым дорогим трофеем стала боевая авиация.

Талибам досталась боевая авиация Афганистана. Что они смогут с ней сделать?

Информации о том, сколько самолетов и вертолетов досталось талибам, нет. Во-первых, возможно, афганские войска при отступлении уничтожили часть авиационной техники. Во-вторых, известно, что некоторое число летательных аппаратов перегнали в соседние страны.

Тем не менее в руках у талибов могли оказаться довольно эффективные для боевых действий в этом регионе штурмовики и вертолеты.

Вся современная афганская авиация была так или иначе поставлена из США, включая и российские вертолеты.

Первые фотографии захваченных афганских военных вертолетов появились в интернете неделю назад, вскоре после того, как талибы взяли под свой контроль авиабазы в Кундузе, Кандагаре и Герате. На фотографиях и видеозаписях были видны вертолеты Ми-17, MD 530F, UH-60 и небольшой транспортный самолет С-208 в афганском камуфляже и с эмблемами ВВС страны.

Талибам досталась боевая авиация Афганистана. Что они смогут с ней сделать?

На одном из видео фигурировал российский ударный Ми-35, снятый якобы в Кундузе. Вертолеты этого типа не упоминаются в американском документе, но машина, попавшая на видео, стояла со снятыми лопастями несущего винта, и по ее внешнему виду нельзя было понять, находится ли она в летной годности.

О состоянии большинства аппаратов на этих видео судить сложно — они стояли либо на летных полях, либо в ангарах. Некоторые были очевидно не в состоянии подняться в воздух — на них были заметны повреждения либо снятые детали.

В одном случае, правда, два Ми-17 были засняты с вращающимися винтами. В аннотации к видео было сказано, что их засняли в Герате.

На одной из фотографий талибы стоят рядом со штурмовиком Super Tucano. В подписи говорится, что снимок был сделан в Мазари-Шарифе.

Перелет

16 августа в Таджикистан перелетели несколько самолетов, на которых из страны бежали около ста военнослужащих афганской армии. Самолеты подали сигнал бедствия и им разрешили посадку. New York Times пишет, что в Таджикистан перелетели пять самолетов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россиянам объяснили порядок уплаты налога по вкладам

16 августа узбекское издание «Газета.uz» со ссылкой на пресс-службу генеральной прокуратуры страны сообщила, что 14 и 15 августа в страну перелетели 22 военных самолета и 24 вертолета из Афганистана. В них находились 585 вооруженных афганских военнослужащих.

Талибам досталась боевая авиация Афганистана. Что они смогут с ней сделать?

При этом один из афганских самолетов — EMB 314 Super Tucano — столкнулся в воздухе с сопровождавшим его узбекским МиГ-29.

Сообщение было размещено на официальном канале ведомства в «Телеграме», но впоследствии генпрокуратура его удалила, объявив непроверенным.

Это не единственные случаи бегства военнослужащих афганской армии за границу — до этого по суше в Таджикистан и Узбекистан бежали сотни военных. Сколько среди них военнослужащих ВВС, персонала авиабаз, пилотов, остается неизвестным.

Талибы на самолетах

Однажды у движения «Талибан» (запрещено в России как террористическое) уже были свои военно-воздушные силы.

После падения режима Мохаммада Наджибуллы в 1992 году талибам достались остатки некогда довольно крупных военно-воздушных сил. В руках у талибов оказались несколько боевых истребителей — легких МиГ-21МФ и тяжелых ударных Су-22. Кроме того, у них оказались вертолеты Ми-8, транспортные самолеты разных типов и учебные L-39.

Талибам досталась боевая авиация Афганистана. Что они смогут с ней сделать?

В конце концов вся эта авиация либо пришла в негодность во время простоя на земле из-за плохого техобслуживания, либо была уничтожена в 2001 году во время американских авианалетов.

Доподлинно известен как минимум один случай применения талибами истребителей. 3 августа 1995 года МиГ-21МФ «Талибана» перехватил российский военно-транспортный самолёт Ил-76ТД номер RA-76842, который перевозил боеприпасы для Северного альянса.

Этот самолет с экипажем талибы удерживали у себя больше года, прежде чем летчикам удалось во время технического обслуживания запустить двигатели и улететь.

На что будут способны талибы теперь, если те самолеты и вертолеты, которые остались на афганских аэродромах, можно будет использовать?

Противопартизанские ВВС

В любом случае ни один самолет или вертолет ВВС Афганистана не смог бы перехватить тяжелый транспортный самолет, говорит старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин: «Американцы с умом подходили к тому, что они афганской армии передавали. Из авиации они им передавали либо транспортные машины, либо сугубо разведывательные, либо если боевые, то только специализированные противоповстанческие».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Мужчина с ножом напал на прихожан в московском храме

Он считает, что даже если талибы смогут сохранить захваченные аппараты в летном состоянии, они не смогут угрожать соседним странам.

Турбовинтовой штурмовик А-29, разработанный бразильской корпорацией Embraer как EMB 314 Super Tucano, как и AC-208 Combat Caravan — самолеты, главная ценность которых — невысокая стоимость летного часа и небольшая цена. Как и легкие боевые вертолеты MD 530F, а также многоцелевые Ми-17 и UH-60 Black Hawk они рассчитаны на борьбу с наземными целями в условиях слабой противовоздушной обороны.

Талибам досталась боевая авиация Афганистана. Что они смогут с ней сделать?

«Там, где есть боевая авиация, там никаких шансов нет. Это машины, которые не могут вести никакой воздушный бой и защищать себя», — сказал Кашин.

По его словам, этот авиационный парк мог бы пригодиться талибам для проведения операций на территории Афганистана. Если они смогут добиться того, что вертолеты и самолеты поднимутся в воздух, то они будут использовать их в борьбе за укрепление власти.

В Афганистане, большую часть территории которого занимают горы, транспортная авиация может резко повысить мобильность и боеспособность войск, считает Кашин.

Техобслуживание

Даже если талибы смогли получить исправные летательные аппараты, перед ними неизбежно возникнет проблема их технического обслуживания.

Как рассказал Русской службе Би-би-си военный эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник, в ВВС Афганистана только два типа воздушных судов могли проходить полный цикл технического обслуживания без участия американских специалистов — вертолеты Ми-17 (и его базовая модификация Ми-8) и С-208 Cessna Caravan.

Талибам досталась боевая авиация Афганистана. Что они смогут с ней сделать?

Ми-17 хорошо знакомы афганцам еще со времен присутствия в стране советских войск, а легкий транспортный самолет С-208 Cessna Caravan — версия распространенного гражданского самолета с таким же названием.

Остальные же самолеты и вертолеты, считает эксперт, вряд ли были в полностью исправном состоянии на момент, когда они достались талибам.

«По оценкам специалистов там [в ВВС Афганистана] с конца июня пошло резкое падение технической готовности [авиатехники]. Начался отъезд американцев, в том числе и американских специалистов, эксплуатировавших технику», — рассказал он.

Крамник считает, что множество афганских авиационных специалистов не станет сотрудничать с режимом талибов: «Эти ребята, во-первых, в принципе идеологически настроены антиталибски, а во-вторых, имея в распоряжении то, на чем можно было улететь, они и улетели».

По мнению Василия Кашина, США постараются следить за рынком запчастей для вертолетов американского производства и по возможности препятствовать их поставкам в Афганистан.

Однако для Ми-17 и машин на базе гражданского Cessna Caravan с техобслуживанием, по его словам, проблем быть не должно. «Там главный вопрос в том, сколько им удастся переманить на свою службу техников и летчиков. Можно вспомнить, что до 11 сентября талибы смогли небольшую часть техники старой афганской армии использовать. Даже такую технику [как МиГ-21] они как-то смогли какое-то время удерживать в рабочем состоянии. Значит, и тут смогут», — сказал он.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Песков заявил, что России не хватает мигрантов для реализации амбициозных планов

Кашин считает, что авиапарк талибов будет усыхать, но с разной скоростью — американские вертолеты и самолеты быстрее, Ми-17, для которых проще найти в регионе запчасти и специалистов, — медленнее.

Перебежчики

С одной стороны, информации о том, какие именно самолеты и вертолеты перелетели за границу в Таджикистан и Узбекистан, нет.

С другой — в сообщении узбекской генпрокуратуры, которое было потом опровергнуто, фигурировал EMB 314 Super Tucano, столкнувшийся с истребителем сопровождения.

Можно также предположить, что если цифра в 585 военных, сбежавших на 22 самолетах и 24 вертолетах верна, то там должны были быть транспортные машины.

Это не первый случай в истории, когда военные летчики перегоняют свои машины на территорию другого государства.

В 1991 году во время операции США и их союзников «Буря в пустыне» десятки иракских военных самолетов массово перелетели на территорию соседнего Ирана.

Иран оставил эти самолеты себе, и некоторые из этих машин, например, тяжелые транспортные Ил-76, продолжают летать до сих пор.

По словам Василия Кашина, если власти стран, на территорию которых перелетели афганские самолеты, смогут найти юридическое обоснование, они попытаются оставить эти самолеты и вертолеты себе.

Это касается, по его словам, прежде всего вертолетов Ми-17: «Узбекистан — крупный эксплуатант советских вертолетов Ми-8. Для него они представляют ценность. Для них есть подготовленные кадры, запасы запчастей и инфраструктура. Бери и пользуйся, если только решить политические вопросы». Правда, в Афганистан поставлялись последние модификации вертолетов этого семейства.

Учитывая важность для региона стран, соседних с Афганистаном, а также неплохие отношения Узбекистана и США, считает эксперт, вполне можно было бы рассчитывать и на помощь в обслуживании американской техники, если бы она оказалась на территории этой страны.

Илья Крамник также полагает, что Узбекистан не стал бы возвращать авиатехнику талибам, если бы она к нему попала, но не делал бы это открыто, а просто оставил самолеты и вертолеты себе, скрыто договорившись с западными странами и Россией о поставках запчастей.