Россия и Китай подписали контракт на создание тяжелого вертолета

0
19

Россия и Китай 25 июня подписали контракт на создание тяжелого вертолета (Advanced Heavy Lift, AHL), переговоры о котором велись еще с 2008 г., сообщил 8 ноября гендиректор «Вертолетов России» (входят в «Ростех») Андрей Богинский в понедельник на встрече с президентом России Владимиром Путиным. «Вертолеты России» будут только подрядчиком и создадут для проекта отдельные компоненты.

Россия и Китай подписали контракт на создание тяжелого вертолета

«Мы будем разрабатывать только часть агрегатов — это будет трансмиссия, рулевой винт и противообледенительная система, плюс накачка ресурса для этого вертолета», — сообщил Богинский.

Проект рассчитан примерно на 13 лет, «Вертолеты России» хотят приобрести дополнительные навыки и компетенции в ходе его реализации, добавил он.

Представитель «Вертолетов России» пояснил «Ведомостям», что для холдинга этот проект является привлекательным с коммерческой точки зрения, а также «обеспечит дополнительную загрузку конструкторских бюро, расширит знания и компетенции молодых конструкторов в области технологий и материалов». Назвать размер инвестиций в проект и более подробные сроки реализации он отказался. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу Минпромторга.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Американская рэперша надела обтягивающий костюм от украинского дизайнера

Переговоры по проекту AHL ведутся с китайской авиастроительной корпорацией AVIC с 2008 г. В 2017 г. российское правительство одобрило межправительственное соглашение с Китаем о разработке этого вертолета. Сообщалось, что его взлетная масса составит 38 т, он будет поднимать 10−15 т груза и развивать скорость до 300 км/ч, дальность полета составит 630 км.

В начале переговорного процесса проект действительно называли совместным китайско-российским. Позднее концепция поменялась: России отвели роль подрядчика и поставщика компонентов.

Так, в 2010 г. заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров в интервью «Ведомостям» рассказывал, что российские конструкторы лишь исполнят заказ Китая и поставят ключевые узлы для этого вертолета.

«На наше партнерство с вниманием смотрят все остальные страны, и это бодрит. Растет компетенция и менеджеров, и конструкторов, и ученых в Китае, что заставляет расти и нас. Конкуренция внутри партнерства всегда существует — соревнование мотивирует» — так он объяснял смысл участия китайских партнеров в проекте.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сомелье назвал вызывающий «худшее похмелье» напиток

Контракт по тяжелому вертолету, судя по опубликованной информации, напоминает аналогичные соглашения, по которым российские КБ разрабатывали для китайцев ряд изделий военного назначения, например легкий истребитель FC-1/FH-17, доработкой проекта которого в конце 90-х гг. занималась корпорация РСК «МиГ», или ударный вертолет Z-10, который помогало разработать ОКБ Камова, говорит источник «Ведомостей» в компании ОПК. Никаких прав на «конечную продукцию» российская сторона не получила, но в случае с истребителем смогла заработать с помощью продажи для его производства российских двигателей.

Но не ясно, планируется ли изготавливать проектируемые для нового вертолета узлы в России, говорит он.

В России уже эксплуатируются и производятся модернизированные советские вертолеты Ми-26Т2 В, напоминает старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, эксперт по китайской оборонной промышленности Василий Кашин. «Новый вертолет будет близок по характеристикам к Ми-26. Но в России для этого вертолета нет большого рынка, так что он создается преимущественно для самого Китая», — считает он.

Потенциал участия российской стороны ограничивается производством и поставками комплектующих, проведением НИОКР по отдельным компонентам. «Мы первыми десятками или сотнями вертолетов свои затраты отобьем. Участие в разработке AHL и выпуске отдельных узлов может стать подспорьем для российского авиапрома», — говорит эксперт.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Пропавшее в Бермудском треугольнике судно найдено спустя столетие

Благодаря этому проекту Россия может создать новый двигатель ПД-12 В, разработка которого ведется с 2016 г., полагает Кашин.

Китаю же тяжелый вертолет необходим для доставки инженерной и буровой техники в горы, для ликвидации последствий землетрясений, а также для военных нужд.

«Это всегда риск — реализовывать проект с китайцами. Но обычно на это идут ради первых лет партнерства, когда они еще зависят от наших технологий, — эти годы с лихвой перекрывают издержки. А прибыль от продажи компонентов можно инвестировать в новые разработки», — объясняет Кашин.

На сегодня проект находится в ранней стадии: был согласован только технический облик вертолета, его макет был представлен впервые на China Helicopter Expo в Тяньцзине в 2015 г.