РБК: Россия предлагала Белоруссии создать единую таможню, налоговую и суд

0
521

В общей сложности, по данным издания, Москва предложила создать 12 наднациональных органов, в том числе единые регуляторы в области транспорта, промышленности и сельского хозяйства

РБК: Россия предлагала Белоруссии создать единую таможню, налоговую и суд

Обновлено в 13:17

В ходе переговоров об интеграции Белоруссии Москва предложила создать 12 наднациональных органов, сообщает РБК. Соответствующие рекомендации содержатся в 31-й дорожной карте по интеграции двух стран, которая рассматривалась в конце 2019 года.

По данным источников издания, речь идет о едином эмиссионном центре, счетной палате, единых таможенных, налоговых и антимонопольных органах, органе по учету собственности, единых регуляторах в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи, регуляторе объединенных рынков газа, нефти и электроэнергии, а также суде Союзного государства.

До настоящего момента суть 31-й карты оставалась секретом, но теперь ее содержанием поделились со СМИ сразу три источника, знакомых с ходом переговоров. Почему это произошло именно сейчас? Комментирует член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.

Богдан Безпалько член Совета по межнациональным отношениям при президенте России «Эта информация сейчас всплыла, видимо, потому что вопросы российско-белорусской интеграции начали использоваться белорусским президентом для того, чтобы обвинить Россию в торпедировании этой белорусской интеграции. Или же потому, что белорусский президент обвинил Россию в принуждении к интеграции. Он постоянно говорит о том, что будет защищать суверенитет, независимость, что не допустит поглощения, инкорпорации, вхождения в Россию шестью областями и так далее. 31-я карта показывает всего лишь, что в рамках этого документа предполагалась унификация законодательства и очень острожные шаги в области дальнейшей экономической интеграции, никакого поглощения, инкорпорации там не было заложено. Поэтому эти документы, видимо, и опубликовали. Мне кажется, публикация пошла с нашей стороны, потому что от всех этих форм экономической и прочей интеграции отказывалась Белоруссия в лице президента Лукашенко. И даже на компромиссы в области нефтегазового сотрудничества Россия готова была пойти при условии унификации налогового законодательства, которое тоже как раз заложено в 31-ю дорожную карту. Но поскольку белорусский президент от этого отказался, то сейчас обвинять Россию в экономических трудностях Белоруссии, в том, что Россия хотела поглотить Белоруссию, будет сложно, потому что существует эта 31-я карта, где показана всего лишь интеграция в рамках заключенного еще в 1999 году союзного договора».

У президента Научно-исследовательского белорусского центра Мизеса Ярослава Романчука противоположное мнение.

Ярослав Романчук президент Научно-исследовательского центра Мизес «В таком виде, как публиковало РБК, это просто поглощение страны. Остаются какие-то символические инструменты или символические полномочия у государства, которое, по сути дела, передает все наднациональным органам. Де-факто это Москва. Естественно сейчас оправдываться, говорить, что «мы хотели как лучше, Россия во всем виновата». Я полагаю, что будет серия обвинений Кремля в неготовности соблюдать дух и букву интеграционных объединений. Это совершенно очевидно. Вместе с очень жесткой реакцией на решение России по коронавирусу. У нас обрисовывается три причины рецессии экономики и три флага, под которыми Лукашенко будет проводить президентскую кампанию. Первая — невыполнение Кремлем обязательств в рамках интеграционных проектов. Соответственно, резкое падение цен и ухудшение условий торговли нефтью, хотя нефть по 29 — это благо для белорусской экономики. Второе — это коронавирус. И третье — это рецессия мировой экономики с вытекающими для экспорта белорусских товаров последствиями».

Работа над дорожной картой — это давно реализуемый проект. Эта карта отражает формирование и реализацию положения договора о Союзном государстве, что предусматривает создание наднациональных органов, говорит политолог, эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец.

— Это все реализация тех договоренностей, которые были подписаны в 1999 году. Мы знаем, что в декабре планировалось подписание всех дорожных карт, в том числе, видимо, и 31-й карты. В этой карте нет ничего нового. Эта карта отражает формирование и реализацию положения договора о Союзном государстве, где в том числе требуется формирование единого экономического пространства, единой денежной политики, эмиссионных центров, таможни и так далее. Все это предусматривает создание наднациональных органов.

— Как к этому относится белорусская сторона? Президент Лукашенко очень противоречив в своих высказываниях, сложно уловить реальную позицию. И как вам кажется, по каким направлениям получится прийти к консенсусу, а какие вызовут наибольшие противоречия?

— Мне кажется, когда мы говорим о наднациональных органах, прежде чем до них дойти, необходимо запустить хотя бы унификацию законодательства, в том числе в разных экономических сферах: в создании единого экономического пространства, общего рынка, реализации «четырех свобод» — [свободного перемещения] товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Стараться или, по крайней мере, каким-то образом привести законы к единому руслу в области денежной, валютной, кредитной, налоговой политики и так далее. И после этого переходить к постепенному формированию наднациональных органов, если стороны к тому созреют. Но, на мой взгляд, сегодня белорусская сторона к этому совершенно не готова, и это не только позиция Александра Лукашенко, но и его ближайшего окружения, властной элиты, которая видит Белоруссию полностью обособленной, но при этом в рамках Союзного государства страной с особым статусом.

По мнению эксперта, более рациональным было бы вести работу над созданием наднациональных органов в рамках Евразийского экономического союза.

Ранее Александр Лукашенко довольно резко высказался по поводу решения России из-за коронавируса закрыть границу с Белоруссией.