Новая волна профилактики коронавируса — теперь в магазинах

0
596

Роспотребнадзор направил розничным сетям рекомендации по борьбе с инфекцией. Прислушались ли ретейлеры и не превратятся ли рекомендации в требования?

Новая волна профилактики коронавируса — теперь в магазинах

Если в начале февраля некоторые ретейлеры из-за коронавируса приостановили поставки китайских фруктов и овощей, то теперь розничным сетям поступили предписания усилить профилактику.

В руководстве «Вкусвилла» Business FM рассказали, что магазины всю неделю получали сообщения от районных управ, обеспечили всех сотрудников масками и проинструктировали. В X5 Retail Group — это «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» — сейчас анализируют рекомендации Роспотребнадзора для наиболее эффективной интеграции мер в существующие бизнес-процессы. Получить комментарий от руководства сетей «Дикси», Billa, «Лента» не удалось. Не ответили на запрос о комментарии и в непродовольственных сетях: «М.Видео», «Подружка», «Читай-город», «Детский мир».

Обозреватель Business FM Татев Манукян прошлась по окрестным магазинам:

— Я зашла в «Пятерочку», «Магнолию», «Вкусвилл» — ни один продавец не был в маске. Пообщалась с администрацией всех этих магазинов. Говорят, что они получали все рекомендации, письма, им звонили, но они не следуют [рекомендациям]. Почему — не могут объяснить, говорят, что не видят в этом необходимости. На мой вопрос, будут ли дальше следовать, вдруг проверки будут или какие-то санкции, они говорят: да-да, мы скоро получим маски и начнем носить их. Так сказала представитель «Пятерочки».

— Не напугает ли это покупателей, если они будут в маске?

— Я спросила об этом, конечно. Они говорят, что, конечно, это не напугает, но тем не менее пока не следуют требованиям.

В среду, 26 февраля, похожие меры предписали ресторанам. Персонал должен носить маски, посуда — дезинфицироваться, помещения — проветриваться и обрабатываться бактерицидными лампами два раза в день. Я сама вечером в среду была в двух сетевых кафе. Никаких масок на официантах или поварах не увидела.

Самая большая проблема — нехватка масок, и это при том, что вирусологи говорят: маски неэффективны для здорового человека, если он будет контактировать с больным. Сотрудникам аптечных сетей с масками обещают помогать. По крайней мере, департамент здравоохранения Москвы провел совещание по этому вопросу с представителями фармацевтических дистрибуторов и аптечных сетей, пишет газета «Коммерсантъ».

Понятно, что для ретейла все соответствующие меры — это допрасходы, которые оцениваются аналитиками в сотни миллионов рублей в месяц. И дотировать их Роспотребнадзор, конечно, не будет. Президент ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов считает, что такие меры излишние.

— Я, признаться, не вижу пока причин для этого. Думаю, что это не самая страшная проблема, которую проверяющие органы ставят перед торговлей. Если какие-то вещи предписываются МЧС, Роспотребнадзором, еще кем-то, все делается за счет бизнеса, и всегда делалось.

— Может ли случиться так, что эти рекомендации превратятся в требования?

— Конечно, может. Это как мальчик, который кричал: «Волк, волк!» У Роспотребнадзора, к сожалению, есть много всяких бессмысленных требований. Если эта история с масками о бизнесе, о торговле конкретно — я не медик, мне сложно это оценить. Мне кажется, что пока какие-то печальные обстоятельства у нас не появились, наверное, как-то кипятиться не стоит.

— Но вообще можно ли считать это перебором, с учетом того, что, например, в Италии уже есть очаги коронавируса, и все тем не менее спокойнее. Почему у нас все так строго?

— Потому что у нас есть такой тренд, что запретить это не плохо, а перебдеть — это нормально.

Business FM обзвонила крупных производителей масок в России, им запросы от ретейлеров по поводу оптовых закупок масок на момент публикации материала не поступали. При этом ажиотажный спрос со стороны аптечных сетей и из-за рубежа продолжается. Но любопытно, что в тех же магазинах в Италии, которая стала одним из очагов коронавируса, какие-либо масочные режимы не вводят.