МВД, Минтранс и Минюст спорят о судьбе ПДД, решение за Белым домом

0
17

Федеральным ведомствам пока не удается договориться о судьбе правил дорожного движения (ПДД). Вице-премьер Марат Хуснуллин ранее поручил решить, можно ли ограничиться экстренными правками или правила устарели настолько, что надо писать новые. Минюст считает, что изменения в документ вносить больше нельзя — это противоречит принципам «регуляторной гильотины». МВД и Минтранс настаивают: блок срочных правок давно подготовлен, без них создается угроза безопасности граждан.

МВД, Минтранс и Минюст спорят о судьбе ПДД, решение за Белым домом

Вице-премьер Марат Хуснуллин, напомним, поручал Минтрансу и МВД до 1 октября представить предложения по поводу подготовки новой редакции ПДД. Официальный представитель вице-премьера подтвердил «Ъ», что документы из министерств получены и изучаются, решений еще не принято. «Ъ» удалось ознакомиться с материалами.

Действующие ПДД, напомним, утверждены постановлением правительства в 1993 году и правились более 50 раз. Минтранс и МВД совместными усилиями подготовили новый пакет поправок с рядом нововведений: регулирование движения электросамокатов, уточнение действия запрещающих знаков и правил проезда круговых перекрестков, новые правила стоянки, новые скоростные ограничения и т. д. Документ, который готовился с 2019 года, прошел все согласования, но на заключительном этапе застрял.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Мировые рынки выросли на фоне новостей из США

Причиной стала поправка (в рамках общего пакета), выводящая ПДД из так называемых белых списков «регуляторной гильотины».

Речь идет о перечне нормативных актов, которые по постановлению правительства № 2467 от 31 декабря 2020 года не могут правиться, а только переиздаваться целиком. Минтранс и МВД предложили исключить из него ПДД, разрешив внести уже подготовленные поправки до 1 декабря 2022 года.

Против решительно выступил Минюст. Ведомство поясняет, что цель «регуляторной гильотины» — отмена с 1 января 2021 года и принятие «актуализированных норм, содержащих обязательные требования». Предложение Минтранса и МВД не соответствует правилам «гильотины», а также «принципам системности» и «правовой определенности», говорится в письме Минюста.

Там обращают внимание, что более 15 документов, попавших ранее в перечень, уже были пересмотрены как устаревшие и переизданы. Иными словами, Минюст не находит причин, почему для ПДД должны делаться исключения. Аналогичную позицию, по данным «Ъ», занимает также аппарат Белого дома.

Минтранс и МВД настаивают, что поправки к правилам нужно принимать как можно быстрее, а полным переизданием правил можно заняться не раньше декабря 2022 года (до сих пор ведомства вообще не соглашались на переиздание, теперь, по сути, пошли навстречу оппонентам).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  СК не обнаружил нарушений закона в песне Manizha для «Евровидения»

Подготовка новых ПДД потребует проведения всех «регламентных процедур» с нуля, пишет МВД в докладе, направленном в правительство, — это оценка регулирующего воздействия, антикоррупционная и правовая экспертизы, согласование с ведомствами и т. д.

«Необходимость проведения всего комплекса правоподготовительных процедур фактически может парализовать деятельность правоприменительных органов, что в конечном счете окажет отрицательное воздействие на степень защищенности прав и свобод граждан», — говорится в докладе. Поскольку дорожно-транспортная инфраструктура развивается, внедряются «различные научно-технические достижения», «несвоевременное реагирование» на эти изменения приведет к «негативным результатам», говорит полиция.

В частности, по данным МВД, за семь месяцев этого года количество ДТП с электросамокатами выросло на 66%, число погибших в них — в четыре раза, одной из причин этого эксперты называют как раз отсутствие внятных правил для нового вида транспорта. На рост аварийности с участием средств индивидуальной мобильности обращал внимание глава МВД Владимир Колокольцев на недавней ведомственной коллегии: «Реагируем неоправданно долго».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  СБУ предъявила обвинение главе «Партии Шария» в госизмене

Одновременно с позициями федеральных ведомств в аппарат Белого дома направлены и мнения независимых экспертов, входящих в рабочую группу «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины».

Председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов, к примеру, выступает против предложенного Минтрансом варианта регулирования движения электросамокатов, поскольку, по его мнению, это создаст дополнительные риски для пешеходов (в рамках поправок предлагается, в частности, разрешить ездить со скоростью 25 км/ч по тротуарам). Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева отмечает, что в 2010—2020 годах ПДД менялись 26 раз, иногда поправки вносились дважды в течение одного месяца, водители и инструкторы не успевают адаптироваться к изменениям.

По этой причине, считает она, нужно готовить проект новых правил. Количество предложенных Минтрансом и МВД поправок (документ занимает 17 страниц) также указывает на то, что проще написать новые правила, считает специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов.

Иван Буранов